Энциклопедия 3ds max 6

         

Точечные фотометрические осветители


Для создания и настройки параметров точечного фотометрического осветителя выполните следующие действия:

  • Щелкните в свитке Object Type (Тип объекта) командной панели Create (Создать) на кнопке Target Point (Точечный нацеленный) пли Free Point (Точечный свободный). Для создания свободного точечного фотометрического осветителя просто щелкните в любой точке любого окна проекции, а для создания нацеленного точечного фотометрического осветителя щелкните и перетащите курсор, задавая положение мишени. Значок точечного фотометрического осветителя по умолчанию имеет вид небольшой сферы (рис. 11.43). В исходном состоянии точечный осветитель испускает свет с одинаковой силой во всех направлениях, как видно на рис. 11.43. Зачем в этом случае точечному осветителю может понадобиться мишень, вы узнаете чуть позже.
  • Рис. 11.43. Значок нацеленного точечного фотометрического источника света в окнах проекций (а) и создаваемое им освещение после визуализации сцены (б)

    На командной панели Create (Создать) появятся свитки с элементами настройки осветителя. Все они, за исключением свитка Intensity/Color/Distribution (Интенсивность/ цвет/распределение), показанного на рис. 11.44, совершенно не отличаются от свитков параметров стандартных осветителей max 6, рассмотренных ранее в разделе «Создание и настройка стандартных осветителей.

    Рис. 11.44. Свиток Intensity/Color/ Distribution (Интенсивность/цвет/ распределение) с инструментами настройки основных параметров фотометрических источников света

  • Выберите в раскрывающемся списке Distribution (Распределение) свитка Intensity/Color/ Distribution (Интенсивность/цвет/распределение) один из трех вариантов пространственного распределения силы излучения точечного фотометрического осветителя:
  • Isotropic (Изотропное) - принятый по умолчанию вариант распределения, при котором точечный фотометрический источник излучает свет равномерно во всех направлениях;
  • Spotlight (Прожекторное) - при выборе этого варианта точечный изотропный источник света превращается в прожектор, как показано на рис. 11.45. Ширина луча фотометрического прожектора, как и аналогичного стандартного осветителя, задается в свитке Spotlight Parameters (Параметры прожектора). При этом в отличие от стандартного прожектора счетчик Hotspot/Beam (Яркое пятно/Луч) задает угловой размер зоны, на границе которой сила излучения фотометрического прожектора спадает до 50 % от максимума. Счетчик Falloff/Field (Край пятна/Поле) задает угловую ширину зоны, за пределами которой сила света равна нулю;



  • Рис. 11.45. Значок нацеленного точечного фотометрического источника света с распределением силы излучения типа Spotlight (Прожекторное) в окнах проекций (а) и создаваемое им освещение (б)

  • Web (Специальное) - при выборе этого варианта распределение силы излучения определяется специальным файлом одного из стандартных форматов, которые поставляются производителями осветительных приборов. Пример подобного файла имеется в электронном справочнике, входящем в комплект поставки программы max 6. Файл должен быть загружен с помощью кнопки Web File (Специальный файл) свитка Web Parameters (Параметры специального распределения), появляющегося на командной панели (рис. 11.46).




  • Рис. 11.46. Свиток Web Parameters (Параметры специального распределения) позволяет загружать файлы описаний распределения силы излучения фотометрических источников света

    Счетчики X Rotation (Поворот по X), Y Rotation (Поворот по Y) и Z Rotation (Поворот по Z) позволяют настроить поворот линии максимума силы излучения относительно осей глобальной системы координат. На рис. 11.47 показан пример того, как выглядит значок точечного фотометрического осветителя и каким является результат его действия при выборе данного варианта распределения силы света.



    Рис. 11.47. Нацеленный точечный фотометрический источник света с распределением силы излучения типа Web (Специальное) в окнах проекций (а) и создаваемое им освещение (б)

  • Настройте цвет света точечного фотометрического осветителя, используя средства управления раздела Color (Цвет) свитка Intensity/Color/Distribution (Интенсивность/цвет/ распределение). Установите переключатель слева от раскрывающегося списка, чтобы выбрать один из 15 вариантов цвета стандартных светильников, таких как Fluorescent (Флуоресцентный), Halogen (Галогенный), Mercury (Ртутный) или Quartz (Кварцевый). Образец цвета справа от переключателя Kelvin (кельвины) показывает при этом оттенок выбранного цвета. Если установить переключатель в положение Kelvin (кельвины), то можно указать в счетчике цветовую температуру моделируемого светильника, задаваемую в Кельвинах. Образец цвета покажет, как выглядит выбранный оттенок. Цветовое поле Filter Color (Цвет фильтра) позволяет дополнительно настроить цвет воображаемого фильтра, помещаемого перед осветителем как перед театральным прожектором и влияющего на цвет итогового освещения.




  • Задайте силу света точечного фотометрического источника, установив переключатель в разделе Intensity (Интенсивность) свитка в одно из трех положений:


  • lm (lumen - люмены) - при установке этого переключателя в расположенном под ним счетчике задается световой поток источника в люменах. К примеру, лампочка накаливания мощностью в 100 Вт испускает световой поток приблизительно в 1750 люменов;


  • cd (candela - канделы) - при установке этого переключателя в счетчике задается сила света источника, то есть световой поток, приходящийся на единицу телесного угла пространственной области излучения и измеряемый в канделах. К примеру, лампочка накаливания мощностью в 100 Вт имеет силу света порядка 139 кандел;


  • lx at (lux at - люксы на) - при установке этого переключателя в счетчике слева задается освещенность поверхности в люксах на расстоянии от источника, указываемом в счетчике справа. Один люкс соответствует световому потоку в один люмен, приходящемуся на один квадратный метр освещаемой поверхности.


  • При необходимости установите флажок слева от счетчика Multiplier (Усилитель) и введите в счетчик значение коэффициента усиления, на который будут умножены величины, указанные в разделе Intensity (Интенсивность).



  • Содержание раздела