Энциклопедия 3ds max 6

         

Создание свободных осветителей - направленного и прожектора


Для создания свободных осветителей щелкните на кнопке Free Directional (Свободный направленный) или Free Spot (Свободный прожектор) в свитке Object Type (Тип объекта) категории Lights (Источники света) командной панели Create (Создать). В нижней части панели появятся те же свитки параметров, что были перечислены в предыдущем разделе применительно к осветителю Omni (Всенаправленный). В дополнение к ним при выборе инструмента создания свободного прожектора появится свиток Spotlight Parameters (Параметры прожектора), а при выборе инструмента создания свободного направленного осветителя -свиток Directional Parameters (Параметры направленного света).

Щелкните в любой точке окна проекции, где должен располагаться источник света. В точке щелчка формируется значок источника света. Направленный ИСТОЧНИК имеет значок в виде толстой стрелки, указывающей направление лучей, а прожектор - в виде конуса. Направление лучей источника устанавливается перпендикулярно координатной плоскости текущего окна проекции. Если после щелчка удерживать кнопку мыши, то можно перетаскивать значок, выбирая точку его положения. Примените к значкам источников преобразования перемещения и поворота, чтобы откорректировать их положение и ориентацию, как показано на рис. 11.9.

Рис. 11.9. Свободный направленный источник света (а) и свободный прожектор (б)

Свет, испускаемый направленным источником, распространяется только в пределах цилиндрической области, а прожектором - в пределах конуса. В результате освещенными оказываются только объекты, попавшие в пределы пятна света, как показано на рис. 11.10. Обратите внимание, что тени от объектов по-прежнему отсутствуют.

Рис. 11.10. Направленный осветитель и прожектор формируют на сцене пятна света

Настройте специфические параметры свободного источника света в свитках Directional Parameters (Параметры направленного света) и Spotlight Parameters (Параметры прожектора), содержащих однотипные элементы управления (рис. 11.11). Если режим создания осветителя уже выключен, то для настройки выделите его значок и перейдите на командную панель Modify (Изменить). Порядок настройки свойств свободных направленных осветителей и свободных прожекторов, одинаковых для источников света разного типа, будет рассмотрен далее в подразделах «Настройка общих параметров стандартных осветителей», «Настройка цвета, интенсивности и затухания света с расстоянием», «Настройка дополнительных эффектов», «Настройка общих параметров теней», «Исключение объектов из освещения», а также в подразделах, описывающих настройку теней определенного типа.




Рис. 11.11. Свитки Directional Parameters (Параметры направленного света) и Spotlight Parameters (Параметры прожектора) содержат одинаковые параметры

Настройте параметры светового конуса (цилиндра) в разделе Light Cone (Конус света), используя следующие элементы управления:

  • Hotspot/Beam (Яркое пятно/Луч) - к стандартным осветителям относится понятие «яркое пятно», а «луч» относится к фотометрическим осветителям и интерпретируется по-иному (см. далее раздел «Создание и настройка фотометрических осветителей»). Яркое пятно - это размер области, в пределах которой интенсивность падающего света остается постоянной и равной значению, заданному для источника в счетчике Multiplier (Усилитель) свитка General Parameters (Общие параметры), описываемого далее. Для направленного источника границы области изображаются в виде цилиндра, а для прожектора - в виде конуса линиями светло-голубого цвета. Размер области для прожекторов задается в градусах угла при вершине конуса, исходящего из точки расположения источника, а для направленных источников - в единицах длины радиуса области;




  • Falloff/Field (Край пятна/Поле) - к стандартным осветителям относится понятие «край пятна», а понятие «ноле» относится к фотометрическим осветителям и интерпретируется по-иному (см. далее раздел «Создание и настройка фотометрических осветителей»). Край пятна - это внешний размер кольцевой области по краю светового пятна, в пределах которой интенсивность света спадает от максимального значения до нуля. Для направленного источника границы области изображаются в виде цилиндра, а для прожектора - в виде конуса линиями темно-синего цвета. Размер области для прожекторов задается в градусах угла при вершине конуса, исходящего из точки расположения источника, а для направленных источников - в единицах длины радиуса области. Мах 6 следит за тем, чтобы значение параметра Falloff/Field (Край пятна/Поле) было всегда больше значения параметра Hotspot/Beam (Яркое пятно/Луч). Из-за этого кромка пятна света выглядит немного размытой, что повышает естественность картины: в реальной жизни редко встречаются источники света с абсолютной фокусировкой пучка. Величина разницы значений этих двух углов задается в счетчике Angle Separation (Различие углов) на вкладке Rendering (Визуализация) окна диалога Preference Settings (Настройка параметров). Если увеличить значение параметра Falloff/Field (Край пятна/Поле), оставив неизменным значение Hotspot/Beam (Яркое пятно/Луч), то ширина каймы по краю пятна, в пределах которой яркость света спадает до нуля, вырастет и луч света будет казаться нерезким, расфокусированным. Например, при формировании изображения, показанного ранее на рис. 11.10, использовались значения параметров Hotspot/Beam (Яркое пятно/Луч) = 60 и Falloff/Field (Край пятна/Поле) = 62. На рис. 11.12 показано изображение той же сцены, но при значениях Hotspot/Beam (Яркое пятно/Луч) - 60 и Falloff/Field (Край пятна/Поле) = 81. Как видите, пятно света выглядит менее резким и более реалистичным;






  • Рис. 11.12. При увеличении разницы между параметрами Hotspot/Beam (Яркое пятно/Луч) и Falloff/Field (Край пятна/Поле) снижается резкость пятна света

  • Show Cone (Показать конус) - включает режим постоянного показа цилиндрических или конических границ яркого пятна и края пятна света. Если флажок сброшен, то границы отображаются только при выделенном источнике;


  • Overshoot (Пересвет) - этот флажок заставляет направленный источник света действовать как всенаправленный, позволяя ему освещать объекты и за пределами края конуса света. При этом внутри конуса света источник имеет возможность формировать тени, а за его пределами освещает объекты, но не отбрасывает теней;


  • Circle (Круг), Rectangle (Прямоугольник) - переключатель, позволяющий установить, будет ли сечение пучка света иметь круглую или прямоугольную форму. Если выбрана прямоугольная форма, как в случае пучка света, проникающего через дверь или окно (рис. 11.13), становится доступным счетчик Aspect (Отношение сторон), позволяющий задать соотношение сторон прямоугольного пятна;




  • Рис. 11.13. Пучок лучей света от направленного источника может иметь прямоугольное сечение

  • Bitmap Fit (Подогнать под карту) - щелчок на этой кнопке позволяет при использовании направленного осветителя в качестве проектора подогнать пропорции пятна под пропорции растровой карты.


  • При необходимости включите режим использования осветителя в качестве проектора (рис. 11.14), установив флажок Map (Карта) в разделе Projector Map (Карта проектора) свитка Advanced Effects (Дополнительные эффекты), и выберите карту проецируемой текстуры, щелкнув на кнопке с надписью None (Отсутствует). Процедура выбора карты ничем не отличается от описанной выше применительно к всенаправленному осветителю.



    Рис. 11.14. Направленный осветитель в роли проектора слайдов

    Счетчик Targ. Dist. (Расстояние до мишени) в свитке General Parameters (Общие параметры), показанном ранее на рис. 11.5, для свободных осветителей позволяет задавать расстояние от источника света до среза цилиндра (конуса) световых лучей. Данный параметр не влияет на освещенность объектов сцены на разных расстояниях от источника, которая определяется характеристиками свитка Intensity/ Color/Attenuation (Интенсивность/цвет/затухание), описываемого ниже.



    Рис. 11.15. Нацеленный прожектор


    Содержание раздела