Энциклопедия 3ds max 6

         

Создание объектов типа BlobMesh


В max 6, как и в предыдущих версиях программы, имеются так называемые системы частиц, которые способны генерировать частицы, называемые метасферами (metaballs). Такие частицы обладают способностью сливаться друг с другом при сближении на определенное расстояние, в связи с чем они хорошо подходят для имитации капель жидкости. Вы можете прочитать о таких частицах в главе 10 «Создание сложных стандартных объектов и объемных деформаций».

Новинкой программы max 6 является появление составного объекта BlobMesh (Капля-сетка), который также предназначен для создания метасфер, способных к слиянию при достаточном сближении, подобно каплям воды или иной жидкости. Каждая создаваемая капля выглядит как сфера, имеющая сетчатую оболочку, что и определило название. С помощью данного составного объекта можно создавать метасферы как на базе систем частиц любого типа, так и на базе любого объекта трехмерной геометрии и даже на основе вспомогательных объектов.

Если сетки-капли создаются на основе системы частиц, каплей заменяется каждая частица. При создании сеток-капель на основе геометрического объекта в каждой вершине сетки базового объекта создается по капле. Это напоминает создание распределенного составного объекта с использованием геометрической модели в качестве базы распределения. Если при этом создание капель-сеток выполняется на основе сплайновых кривых, то капли создаются не только в вершинах кривой, но и во всех местах сочленения прямоугольных отрезков, набором которых заменяются криволинейные сегменты сплайна. Из предыдущей главы вам уже известно, что число таких отрезков задается счетчиком Steps (Шагов) свитка Interpolation (Интерполяция). Если сетки-капли строятся на основе вспомогательных объектов, например объектов типа Point (Точка), то капли возникают на месте опорной точки каждого из вспомогательных объектов.

Для создания составного объекта типа капля-сетка выполните следующие действия:

  • Для простоты вначале научимся строить сетки-капли на основе геометрических примитивов. Постройте простейший примитив Plane (Плоскость) размером, скажем, 100x150 единиц. Переключитесь на работу с объектами разновидности Compound Objects (Составные объекты). Щелкните на кнопке BlobMesh (Капля-сетка) в свитке типов объектов на командной панели Create (Создать). В нижней части панели появятся свитки Parameters (Параметры) и Particle Flow Parameters (Параметры потока частиц), показанные на рис. 9.22.



  • Рис. 9.22. Свитки Parameters (Параметры) и Particle Flow Parameters ( Параметры потока частиц) составных объектов типа капля-сетка

  • Щелкните в какой-либо точке окна проекции, чтобы создать исходную каплю-сетку, которая на вид напоминает примитив Geosphere (Геосфера), как показано на рис. 9.23.




  • Рис. 9.23. Базовый примитив-плоскость и исходная капля-сетка

  • Чтобы указать базовый объект, при выделенной капле переключитесь на командную панель Modify (Изменить), на которой появятся те же свитки параметров. Щелкните на кнопке Pick (Указать) под списком Blob Objects (Объекты для капель) в свитке Parameters (Параметры), а затем щелкните на базовом объекте в любом из окон проекций. Если в геометрической модели сцены много объектов, для выбора нужного можно щелкнуть на кнопке Add (Добавить). В результате появится окно диалога Add Blobs (Добавить капли), не отличающееся от типового окна выделения объектов. Выделите нужный объект или объекты в списке окна и щелкните на кнопке Add Blobs (Добавить капли). В каждой из вершин сетки выбранного базового объекта появится по капле. При достаточно малом удалении капель друг от друга они могут тут же слиться (рис. 9.24, а). После создания составного объекта базовый геометрический объект можно скрыть от просмотра (рис. 9.24, б). Если потребуется уделить базовый объект из списка Blob Objects (Объекты для капель), выделите его имя в списке и щелкните на кнопке Remove (Удалить).






  • Рис. 9.24. Вид капель-сеток, созданных в каждой из вершин примитива-плоскости, в окнах проекций (а) и после визуализации, когда плоскость была скрыта от просмотра (б)

  • Настройте следующие параметры капель-сеток:


  • Size (Размер) - позволяет регулировать размер капель, созданных не на основе систем частиц. Для капель на основе систем частиц размер каждой капли определяется размером частицы. Уменьшая размер, можно разъединить слившиеся капли (рис. 9.25);






  • Рис. 9.25. Уменьшая размер капель-сеток, можно разъединить слившиеся капли

  • Tension (Натяжение) - задает степень натяжения оболочки капель из диапазона от 0,01 до 1. Чем меньше натяжение, тем меньше стремление капель слиться друг с другом. Уменьшение степени натяжения оболочки одновременно ведет к росту размера капли, так что фактический размер капли определяется не только параметром Size (Размер), но и параметром Tension (Натяжение);
  • Render (Визуализация), Viewport (Окно проекции) - эти два счетчика группы Evaluation Coarseness (Оценка неровности) позволяют управлять степенью неровности оболочки капель после визуализации и при отображении в окнах проекций. При сброшенном флажке Relative Coarseness (Относительная неровность) эти счетчики задают размер грани оболочки капли, так что чем меньше число, тем более гладкой выглядит капля. Если флажок Relative Coarseness (Относительная неровность) установлен, то числа в счетчиках задают не размер граней, а их число в пределах сетки капли, так что чем больше параметр, тем более гладкой будет выглядеть капля;
  • Use Soft Selection (Использовать плавное выделение) - установка этого флажка позволяет создавать капли не во всех вершинах сетки, а только в тех, которые находятся в области плавного выделения (о том, что это такое, читайте в главе13 «Редактирование и модификация объектов на различных уровнях»). Размер капель по мере удаления от центра выделенной области вершин будет изменяться от величины, заданной в счетчике Size (Размер), до величины, заданной в счетчике Min Size (Минимальный размер) под данным флажком;
  • Large Data Optimization (Оптимизация большого объема данных) - установка этого флажка включает алгоритм расчета взаимодействия метасфер, оптимизированный на применение с большим числом капель, обычно более 2000. Используется, как правило, применительно к каплям, созданным на базе систем частиц;
  • Off in Viewport (Выкл. в окнах проекций) - установка этого флажка выключает отображение капель в окнах проекций, при этом они будут воспроизводиться при визуализации изображения сцены.




  • Если капли- сетки созданы на основе нового типа частиц, Particle Flow (Поток частиц), то с помощью свитка Particle Flow Parameters (Параметры потока частиц) можно добавить события, которые будут управлять поведением частиц. В этом случае щелчок на кнопке Add (Добавить) вызывает появление списка событий, из которого можно выбрать нужное, помещаемое после этого в список Particle Flow Events (События потока частиц). Кнопка Remove (Удалить) служит для удаления событий из списка. Установка флажка All Particle Flow Events (Все события потока частиц) ведет к тому, что капли-сетки будут генерироваться всеми типами событий потока частиц.


  • Так как составной объект типа капля-сетка зависит от того геометрического объекта, на основе которого он построен, с помощью этого геометрического объекта можно управлять каплями. Например, если выделить плоскость, созданную в описанном выше примере, и уменьшить ее длину, то в какой-то момент произойдет слияние капель (рис. 9.26). Управляя параметрами базового объекта, можно создавать интересные анимации капель-сеток.



    Рис. 9.26. Изменяя размер базового объекта, можно заставлять капли сливаться и вновь разъединяться

    Построение составного объекта типа капля-сетка на основе систем частиц практически ничем не отличается от рассмотренного выше примера. Сначала создается и настраивается система частиц. О том, как это сделать, читайте в главе 10 «Создание сложных стандартных объектов и объемных деформаций». Затем создается объект BlobMesh (Капля-сетка). Потом на командной панели Modify (Изменить) источник системы частиц добавляется в список Blob Objects (Объекты для капель). Единственное отличие состоит в том, что размеры капель определяются заданным размером каждой из частиц. Величина параметра Size (Размер) свитка Parameters (Параметры) капель-сеток не играет при этом никакой роли. Пример построения составного объекта BlobMesh (Капля-сетка) приведен на рис. 9.27.



    Рис. 9.27. Обычная система частиц-брызг (а) и созданный на ее основе составной объект типа BlobMesh (Капля-сетка) (б)


    Содержание раздела