Построение сплайнового каркаса вручную.
Первый способ состоит в том, чтобы вручную нарисовать все линии, составляющие каркас, в различных окнах проекций. Так как ячейки сплайнового каркаса должны образовываться сплайнами, пересекающимися в точках своих вершин, для обеспечения точного совпадения вершин пересекающихся сплайнов в этом случае используется средство трехмерной привязки вершин сплайнов к вершинам других сплайнов. Чтобы выбрать нужный тип привязки, щелкните на кнопке Snap Toggle (Привязка вкл./выкл.) правой кнопкой мыши. Появится окно диалога Grid and Snap Settings (Настройка сетки и привязок). На вкладке Snaps (Привязки) этого окна сбросьте установленный по умолчанию флажок Grid Points (Узлы сетки), обеспечивающий трехмерную привязку к узлам координатной сетки, и установите флажок Endpoint (Концевые точки). Разумеется, все сплайны изначально создаются как плоские и лишь затем им придается нужная трехмерность за счет перемещения вершин в разных окнах проекций.
К примеру, на рис. 8.60 показан сплайновый каркас, созданный вручную путем добавления новых подобъектов типа Spline (Сплайн) в состав стандартной двухмерной формы Arc (Дуга).
Рис. 8.60. Трехмерный сплайновый каркас, вручную составленный из сплайнов (а), преобразован в сетку кусков Безье с помощью модификатора Surface (Поверхность) (б)
ЗАМЕЧAНИЕ
Неточное совпадение вершин пересекающихся сплайнов, образующих каркас, - одна из возможных причин появления «дыр» в поверхности, создаваемой на основе такого каркаса модификатором Surface (Поверхность). Если после применения модификатора вы обнаруживаете, что те ячейки, которые имеют, как положено, по три или четыре вершины, оказались не покрытыми поверхностью, проверьте совпадение вершин сплайнов, ограничивающих эти ячейки. Иногда для этого достаточно слегка повернуть плоскость проекции. Может статься, что вершины, которые на виде спереди казались точно совпадающими по координатам Z и X, окажутся совершенно не совпадающими по координате глубины сцены Y.
Для облегчения задачи построения каркаса из сплайнов можно использовать сканированные фотографии скульптурных или графических изображений моделируемых трехмерных тел с разных ракурсов, которые помещаются в соответствующие окна проекций в качестве фоновых изображений. На поверхности скульптурного изображения моделируемого объекта можно заранее нанести линии, которые будут служить в качестве опорных при рисовании сплайнов. При таком подходе использование модификатора Surface (Поверхность) позволяет реализовывать технику трехмерного моделирования, напоминающую лепку объектов из пластичного материала.