Энциклопедия 3ds max 6

         

Настройка цвета, интенсивности и затухания света с расстоянием


Настройка цвета и интенсивности света, а также свойств затухания света с расстоянием производится в свитке Intensity/Color/Attenuation (Интенсивность/цвет/затухание), показанном ранее на рис. 11.5. Используйте для настройки следующие элементы управления этого свитка:

  • Multiplier (Усилитель) - позволяет регулировать общий уровень интенсивности света. Чем выше значение в поле счетчика, тем ярче становятся все освещаемые поверхности;
  • образец цвета справа от счетчика Multiplier (Усилитель) позволяет настраивать цвет света. По умолчанию применяется цвет с RGB-компонентами (255, 255, 255), то есть чисто-белый. Щелкните на образце, чтобы вызвать окно диалога Color Selector: Light Color (Выбор цвета: цвет освещения), описанное в главе 3 «Отображение трехмерного пространства». Настройте цвет освещения и щелкните на кнопке ОК.
  • В max 6 реализованы два разных подхода к имитации затухания света с удалением от источника, один из которых искусственный и основан на использовании назначаемых границ ближней и дальней зон затухания, а другой - более близкий к реальности, основанный на ослаблении интенсивности света обратно пропорционально первой или второй степени расстояния от источника. Оба подхода могут применяться совместно.

    Для настройки затухания выберите в раскрывающемся списке Туре (Тип) раздела Decay (Ослабление) один из трех вариантов изменения интенсивности света с расстоянием:

  • None (Отсутствует) - интенсивность света остается постоянной на всем интервале его действия, если затухание в ближней и дальней зонах выключено, или в интервале между конечной границей ближней зоны и начальной границей дальней зоны затухания;
  • Inverse (Обратная пропорция) - свет ослабевает обратно пропорционально расстоянию от источника, то есть не так быстро, как в реальности;
  • Inverse Square (Обратный квадрат) - свет ослабевает обратно пропорционально квадрату расстояния, что примерно соответствует действительности.
  • Установите в счетчике Start (Начало) группы Decay (Ослабление) расстояние от источника света, с которого будет начинаться действие ослабления, если не включен режим затухания в ближней зоне. Если этот режим включен, ослабление начнет действовать на расстоянии End (Конец) группы Near Attenuation (Затухание вблизи) от источника света. Установка флажка Show (Показать) обеспечивает отображение граничной поверхности (плоскости для направленных источников и сферы для всенаправленных осветителей) начала ослабления в окнах проекций, даже если значок осветителя не выделен.


    Установите начальную и конечную границы ближней зоны, где интенсивность света будет нарастать от нуля до постоянной величины, и дальней зоны, где интенсивность света будет спадать до нуля, в однотипных счетчиках Start (Начало) и End (Конец) разделов Near Attenuation (Затухание вблизи) и Far Attenuation (Затухание вдали). Установка флажка Use (Применить) позволяет включить эффект затухания, а флажка Show (Показать) - обозначить границы зон затухания в окнах проекций даже при отмене выделения осветителя. Для всенаправленных источников такие границы имеют вид сфер различного цвета, а для направленных и прожекторов изображаются в виде колец на конусе (цилиндре) светового пучка, как показано на рис. 11.20.



    Рис. 11.20. Свободный прожектор с обозначенными границами зон затухания света

    На рис. 11.21 для примера показано изображение той же сцены, что и на рис. 11.6, б, но при включенном режиме ослабления. Расстояние до начала зоны действия ослабления установлено равным 100 единицам. Как видно, реалистичный с физической точки зрения алгоритм ослабления оказывает в компьютерной графике слишком сильный эффект. Чтобы скомпенсировать столь сильное ослабление, следует увеличить интенсивность света с помощью счетчика Multiplier (Усилитель).



    Рис. 11.21. Действие ослабления света по методу Inverse (Обратная пропорция) (а) и Inverse Square (Обратный квадрат) (б)


    Содержание раздела