Энциклопедия 3ds max 6

         

Использование метода U-лофтинга


Для создания тела лофтинга в виде NURBS-поверхности в общем случае необходимо выполнить следующие действия:

  • Нарисуйте в окне проекции Тор (Вид сверху) опорный контур будущего тела лофтинга, подобный тому, какой показан на рис. 9.80. Если тело имеет сложную форму и в других проекциях, дополнительно нарисуйте в соответствующих окнах проекций опорные контуры тела при взгляде на него, скажем, спереди или слева.
  • Рис. 9.80. Опорный контур объекта в форме бумеранга, NURBS-поверхность которого должна быть создана методом лофтинга

  • Нарисуйте поперечное сечение тела в виде NURBS-кривой. В данном случае это удобнее сделать в окне проекции Left (Вид слева). Выберите на командной панели Create (Создать) инструмент Point Curve (Точечная кривая), относящийся к разновидности NURBS Curves (NURBS-кривые) категории Shapes (Формы) и нарисуйте кривую нужной формы, подобную показанной на рис. 9.81. Теперь необходимо создать достаточное число копий этого сечения, должным образом разместить их в пределах опорного контура тела лофтинга, а также подогнать их размер и ориентацию по линии контура.
  • Рис. 9.81. Сечение объекта нарисовано в окне проекции Left (Вид слева)

  • Выполните предварительную подгонку размеров сечения под опорный контур. Для этого в нашем примере перейдите в окно проекции Тор (Вид сверху), переместите сечение в область наибольшей ширины опорного контура и с помощью инструмента Select and Uniform Scale (Выделить и равномерно масштабировать) уменьшите его размеры так, чтобы они соответствовали размеру опорного контура (рис. 9.82). При этом может потребоваться дополнительно переместить уменьшающееся сечение, выравнивая его по линии контура.
  • Рис. 9.82. Размер сечения объекта уменьшен так, чтобы оно соответствовало опорному контуру объекта в месте его наибольшей ширины

  • Чтобы создать нужное количество копий сечения, являющихся подобъектами одной и той же NURBS-кривой, щелкните на квадратике со знаком «плюс» слева от строки NURBS Curve (NURBS-кривая) в стеке модификаторов командной панели Modify (Изменить) и выберите в раскрывшемся списке подобъект Curve (Кривая). Нажав и удерживая клавишу Shift, щелкните на линии сечения, которая должна приобрести красный цвет, и слегка переместите ее вправо или влево. В появившемся окне диалога Sub-Object Clone Options (Параметры дублирования подобъекта) установите переключатель в положение Independent Copy (Независимая копия) и щелкните на кнопке ОК. Создайте таким образом достаточное количество сечений, располагая их более часто в тех местах, где форма опорного контура резко меняется. Там, где форма опорного контура изменяется плавно, можно располагать сечения с большими интервалами, как показано на рис. 9.83.





  • Рис. 9.83. Сечения размещены вдоль контура проекции бумеранга

    ЗАМЕЧAНИЕ


    Копии сечения можно создать и обычным образом, не переходя на уровень подобъекта Curve (Кривая), а просто перемещая кривую сечения при удерживаемой клавише Shift. В этом случае все полученные кривые будут представлять собой отдельные NURBS-объекты, но они будут автоматически включены в состав единого NURBS-объекта в процессе создания тела лофтинга.

  • Используя инструменты преобразований перемещения, поворота и масштаба, выполните подгонку размеров и ориентации сечений по опорному контуру, как показано на рис. 9.84. Если вы использовали дополнительные опорные контуры в других окнах проекций, произведите аналогичную подгонку и относительно этих контуров. При этом может потребоваться несколько раз возвращаться к выполнению одних и тех же операций, постепенно добиваясь нужного расположения, размеров и ориентации сечений. Закончив подгонку, выключите режим выделения подобъектов, щелкнув на строке NURBS Curve (NURBS-кривая) в стеке модификаторов. При этом строка Curve (Кривая) должна перестать выделяться желтым цветом.




  • Рис. 9.84. Результаты подгонки положений, размеров и ориентации сечений по опорному контуру

  • Создайте поверхность методом лофтинга. Раскройте палитру инструментов для работы с NURBS-объектами, щелкнув на кнопке NURBS Creation Toolbox (Инструменты создания NURBS-объектов) в свитке General (Общие параметры) командной панели Modify (Изменить). Выберите инструмент Create U Loft Surface (Создать поверхность методом U-лофтинга). На командной панели Modify (Изменить) появится свиток U Loft Surface (Поверхность U-лофтинга), показанный на рис. 9.85.


  •  


    Рис. 9.85. Свиток U Loft Surface (Поверхность U-лофтинга)

  • Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху), где он примет вид стрелки со значком, указанным на кнопке инструмента. Установите курсор на первое слева сечение и, когда линия сечения окрасится в синий цвет, а курсор примет вид крестика, щелкните кнопкой мыши. Сечение будет помечено синим кружком, что указывает на его включение в поверхность. Переместите курсор к следующему сечению (за курсором потянется пунктирная линия) и снова щелкните кнопкой мыши. Имена выбираемых сечений, скажем, Point Curve 01, Point Curve 02 и т. п., будут появляться в списке U Curves (U-кривые) свитка U Loft Surface (Поверхность U-лофтинга) выше строки .....End...... Продолжайте последовательно щелкать на остальных сечениях, как показано на рис. 9.86. В окнах проекций с тонированным режимом отображения будет видна формирующаяся оболочка тела лофтинга в виде NURBS-поверхности. Добавив последнее сечение, щелкните правой кнопкой мыши для завершения выбора сечений.






  • Рис. 9.86. Для построения поверхности просто последовательно щелкайте на сечениях

  • Пока режим создания поверхности методом U-лофтинга еще не выключен, на что указывает курсор, имеющий вид значка на кнопке инструмента, можете выделить имя любого из сечений в списке свитка U Loft Surface (Поверхность U-лофтинга) и щелкнуть на кнопке Remove (Удалить) для его удаления из состава поверхности (но не из состава сцены!). Стрелки справа от наименования списка позволяют перемещать выделенную кривую вверх или вниз по списку сечений. Остальные кнопки остаются недоступными и пользоваться ими оказывается возможным только в режиме редактирования сформированной NURBS-поверхности на уровне подобъекта Surface (Поверхность).
  • При необходимости можете настроить некоторые свойства кривой сечения, выделенной в списке U Curves (U-кривые), используя следующие элементы управления из раздела Curve Properties (Свойства кривой) свитка U Loft Surface (Поверхность U-лофтинга):


  • Reverse (Перевернуть) - установка этого флажка изменяет направление выделенной кривой на противоположное, что позволяет устранить возникающее иногда перекручивание оболочки NURBS-тела лофтинга;
  • Start Point (Стартовая точка) - позволяет изменить положение начальной точки NURBS-кривой, обозначаемой кружком, обеспечивая выравнивание сечений с той же целью - устранить перекручивание оболочки NURBS-тела лофтинга;


  • Tension (Натяжение) - позволяет регулировать натяжение NURBS-поверхности в месте расположения опорного сечения;
  • Use COS Tangents (Использовать COS-касательные) - если в состав тела лофтинга входит кривая типа COS (Curve On Surface - кривая на поверхности), то можно установить этот флажок для сглаживания стыка между телом лофтинга и этой поверхностью. Подобная ситуация может возникнуть, например, когда выполняется лофтинг руки персонажа, причем одним из крайних сечений является кривая типа COS, ограничивающая окружность выреза в области плеча торса;


  • Flip Tangents (Перевернуть касательные) - изменяет на противоположное направление касательных кривой типа COS.




  • Чтобы сделать поверхность тела лофтинга замкнутой, установите флажок Close Loft (Замкнуть тело лофтинга). При этом создается дополнительный сегмент поверхности, соединяющий первое сечение с последним. Установка флажка Auto Align Curve Stats (Автовыравнивание статистик кривых) ведет к выравниванию числа управляющих вершин или точек во всех опорных сечениях.
  • Иногда нормали сформированной поверхности оказываются обращены в сторону, противоположную той, которая рассматривается вами как лицевая. Для перевертывания нормалей установите флажок Flip Normals (Перевернуть нормали). Установленный по умолчанию флажок Display While Creating (Показывать в ходе создания) обеспечит показ фрагментов NURBS-поверхности по мере их формирования.
  • Для завершения режима создания поверхности методом U-лофтинга еще раз щелкните правой кнопкой мыши в активном окне проекции.


  • При необходимости коррекции формы тела лофтинга разверните список подобъектов, щелкнув на квадратике со знаком «плюс» слева от строки NURBS Curve (NURBS-кривая) в стеке модификаторов и выберите подобъект Curve (Кривая). Выделяйте отдельные кривые сечений и перемещайте или масштабируйте их, добиваясь нужного результата, показанного на рис. 9.87.



    Рис. 9.87. Окончательный вид объекта, сформированного как NURBS-поверхность методом U-лофтинга

    Закончив корректировку модели, удалите кривые опорных контуров.


    Содержание раздела