«Свет и тени» - так называется обсуждаемая в этой главе тема. Очередность слов в названии выбрана не произвольно, она продиктована ритмическим сочетанием слогов, гармонию которого ощущает любой носитель языка. В каждой компьютерной композиции важность этих элементов дизайна противоположна их упорядоченности в названии. Этому можно дать разумное и убедительное объяснение. Для большинства людей обычные условия освещения дает рассеянный солнечный свет в дневные часы. В этом случае наблюдатель не может увидеть сам свет в виде пучка, снопа, луча и т. п. Его наблюдению доступны только его вторичные проявления - сами предметы, тени, блики, рефлексы и пр. Для того чтобы сделать заметным световой пучок, требуются специальные условия наблюдения или съемки. Фотографии и композиции с видимыми световыми лучами часто производят впечатление гиперреалистических произведений, где свет используется как элемент сцены и несет некоторую смысловую нагрузку.
Световой луч можно создать средствами растрового редактора. Возьмем в качестве примера изображение, показанное на рис. 6.73. На нем изображена неисправная настольная лампа в интерьерах реального офисного помещения.
Техника создания светового луча и сопутствующих атрибутов несложна, но весьма громоздка. Реалистичное изображение сцены с искусственным световым лучом можно получить только методом проб и ошибок. Свободу для экспериментов дает размещение ключевых элементов на отдельных слоях, что и объясняет большое число операций методики.
1. Выделим изображение лампы и отделим его от фоновой части изображения. Для создания требуемой пометки удобно использовать геометрические средства выделения: инструменты Реn или Polygonal Lasso.
2. Создадим новый слой (Ctrl+Shift+N) и поставим его на середину изображения -между фоном и слоем с лампой.
3. Полигональным лассо создадим выделение треугольной формы, одна вершина которого находится в верхней части лампы, а две другие расположены на поверхности стола (см. рис. 6.74).
Рис. 6.73. Исходное изображение
4. Перейдем в режим быстрой маски (Q). Применим к маске фильтр Gaussian Blur с радиусом, примерно равным 10, и в вернемся в нормальный режим редактирования (Q).
5. Зададим 20 %-ный желтый цвет переднего плана. Для этого достаточно щелчком по кнопке выбора цвета вывести на экран палитру Color Picker и соответствующих полях задать значения С = О, М = О, Y = 20, К = 0.
6.