На первый взгляд правильный выбор цветовой модели сканирования не представляет большой проблемы, поскольку полностью зависит от вида обрабатываемого оригинала. Цветные фотографии и рисунки сканируем в режиме RGB, для полутоновых книжных иллюстраций и смешанных документов выбираем Grayscale, текстовые документы и технические чертежи обрабатываем в режиме Line Art. Эта связь настолько прочна, что во многих программах управления процессом сканирования вместо команд выбора режимов приводятся имена соответствующих типов документов.
Среди профессионалов растровой графики получил распространение прием, когда на этапе сканирования намеренно повышается класс оригинала. Это значит, что черно-белые оригиналы обрабатываются в режиме Grayscale, а полутоновые -в режиме RGB. Существуют веские причины для подобного выбора.
Глаз человека - это далекая от совершенства оптическая система. Даже оператор с профессиональной подготовкой в области изобразительного искусства может неправильно оценить тип оригинала - пропустить тонкие цветовые градации в преимущественно полутоновом оригинале или пренебречь слабыми полутонами черно-белого объекта.
Все изображения, хранящиеся на нецифровых носителях, подвержены процессу старения. Со временем выцветают краски картин, черно-белые фотографии, сделанные в начале двадцатого столетия, получают слабовыраженные цветные оттенки. Если внимательно рассмотреть старую черно-белую фотографию, то можно заметить присутствие коричневого тона, появление которого вызвано объективными химическими процессами, протекающими в эмульсионном слое.
Важнейшая причина, заставляющая пользователей поднимать класс сканируемых изображений, - это возможности обработки в растровом редакторе. В предыдущем разделе говорилось о том, что средства редактирования полутоновых оригиналов в пакете Photoshop на несколько порядков превосходят возможности этой программы по обработке штриховой графики. Такое же соотношение существует и между полутоновыми и цветными объектами. Если оцифровать полутоновый оригинал в режиме RGB, то ретушер получает в свое распоряжение мощные средства воздействия на отдельные каналы, которых он лишен, работая с полутоновой версией картинки. Немного упрощая реальное положение дел, можно утверждать, что сканирование полутоновой картинки в цвете предоставляет в распоряжение ретушера три различные версии объекта, которые он волен принять, отбросить, обработать, объединить друг с другом в заданной пропорции и многое другое.
Рис. 1.12.