Глава 14. Настройка пользовательского интерфейса Настройка параметров приложения Access Настройка параметров запуска Запуск приложения с параметрами командной строки Командный интерфейс приложения Использование кнопочной формы Создание и изменение панелей команд Создание меню Создание и изменение панелей инструментов Создание и удаление контекстных меню Связывание строк меню, панелей инструментов и контекстных меню с формами и отчетами Изменение меню и панелей инструментов с помощью VBA Выводы |
Использование кнопочной формы
Обычно для работы с приложением создают специальную форму, которая носит название Главная кнопочная форма (Main Switchboard) и содержит кнопки, позволяющие выбирать основные функции или подсистемы приложения. Такую форму можно создать, как обычно, с помощью Конструктора форм, а можно использовать специальный мастер, который называется Диспетчер кнопочных форм (Swithboard Manager). В базе данных "Борей" создана Главная кнопочная форма (Main Switchboard) без применения мастера. Давайте посмотрим, как аналогичную форму создать с помощью Диспетчера кнопочных форм.
Выберите команду меню Сервис, Служебные программы, Диспетчер кнопочных форм (Tools, Database Utilities, Swithboard Manager).
Поскольку база данных не содержит кнопочных форм (по крайней мере, известных мастеру), выдается диалоговое окно, запрашивающее, нужно ли создавать кнопочную форму. Нажмите кнопку Да (Yes).
Теперь мастером создается таблица "Элементы кнопочной формы" (Switchboard Items) и кнопочная форма (Switchboard), которые мы рассмотрим позднее. После этого появляется диалоговое окно со списком страниц кнопочной формы (рис. 14.15).
Изложение возможностей создания и настройки меню и панелей инструментов было бы не полным, если бы мы ничего не сказали о возможностях программного управления этими объектами. Такие возможности понадобятся вам, если нужно, например:
Чаще всего приходится изменять панели команд, разрешая или запрещая доступ к отдельным их элементам — командам меню или кнопкам. Это может быть связано либо с разграничениями прав доступа, либо с невозможностью в текущей ситуации выполнить определенную команду. Для доступа к панелям команд и их элементам используется семейство CommandBars объектной модели Microsoft Office. Ссылка на конкретную строку меню или панель инструментов создается стандартным способом: с помощью оператора set. Ниже приведен пример функции, которая позволяет изменить значение свойства
Доступ
(Enabled) элемента панели команд.
Function SetEnabled (barName As String, index As Integer, state As Boolean) Dim cbar As Object
Set cbar = CornmandBars (barName)
cbar.Controls (index) .Enabled = state
SetEnabled = True
End Function
В качестве параметров в функцию передаются имя панели команд barName, индекс элемента панели index и значение свойства state.
Переменная cbar будет содержать ссылку на нужную панель (обращение к объекту семейства CommandBars в данном случае выполняется по имени объекта).
Семейство Controls содержит все элементы панели. Для доступа к конкретному элементу используется индекс, соответствующий номеру элемента в семействе. В отличие от других семейств объектной модели VBA в семействе Controls элементы нумеруются не с нуля, а с единицы. Это означает, что для ссылки на первый элемент семейства необходимо использовать выражение CommandBar .Controls (1) вместо ожидаемого CommandBar. Controls (0).
Аналогичная функция может быть использована для того, чтобы скрыть или показать отдельные меню или кнопки на панели команд, только изменяться должно свойство Visible того же самого семейства Controls:
Function SetEnabled (barName As String, index As Integer, state As Boolean)
Dim cbar As Object
Set cbar = CommandBars(barName)
cbar.Controls(index).Visible = state
SetEnabled = True
End Function
Созданные вами меню и панели инструментов должны в нужное время появляться на экране. В большинстве случаев это обеспечивается тем, что создается одна общая строка меню и одна общая панель инструментов, которые выводятся на экран при запуске приложения и заменяются в нужное время меню и панелями инструментов, связанными с формами и отчетами (если, конечно, вы отключили встроенные меню и панели инструментов Access, задав соответствующие параметры запуска).
Тем не менее, существует возможность программно управлять выводом на экран строк меню и панелей инструментов.
Чтобы задать свою собственную строку меню в качестве главной строки меню в приложении, можно либо изменить параметр
Строка меню
(Menu Bar) в окне
Параметры запуска
(Startup), либо установить свойство MenuBar объекта Application
(см. разд. "Объектная модель Microsoft Access" гл. 13):
Application.MenuBar = "Главное меню"
Для того чтобы показывать или прятать панели инструментов в процессе работы программы, можно использовать макрокоманду ПанельИнструментов (ShowToolbar). Эта макрокоманда имеет два аргумента: имя панели инструментов и значение
Показать
(Show) (рис. 14.34).
Интерактивное управление приложением осуществляется посредством командного интерфейса. Командный интерфейс приложения Access обеспечивает возможность выбора пользователем для выполнения команд Access или действий, реализованных программно в виде макросов или процедур VBA. Есть несколько способов организации командного интерфейса приложения. Можно создать специальную строку меню или Главную кнопочную форму, чтобы предоставить пользователю удобное средство выбора действий, которые нужно выполнить в приложении. Команды следует группировать в меню или на страницах кнопочной формы по своему назначению так, чтобы пользователю было интуитивно ясно, где должна находиться определенная команда и в каких случаях следует ее выполнять.
В данном разделе мы хотим рассказать о настройке параметров среды Access. При установке Microsoft Access они получают значения, определенные по умолчанию, однако в процессе разработки приложения вы можете переустановить их таким образом, чтобы они соответствовали особенностям конкретного приложения и были удобны для его пользователей.
Большинство параметров Access настраивается с помощью диалогового окна
Параметры
(Options), которое отображается при выборе команды
Сервис, Параметры
(Tools, Options). Все эти параметры сгруппированы по своему назначению и размещены на нескольких вкладках. На некоторые из этих параметров и вкладок мы ссылались в предыдущих главах книги
(например, в гл. 11).
На рис. 14.1 представлена вкладка
Вид
(View) окна
Параметры
(Options) со значениями параметров, установленными по умолчанию.
Настройка параметров запуска
Существует два способа задать действия, выполняемые приложением при запуске, и ряд параметров, влияющих на работу приложения: установка параметров запуска в специальном диалоговом окне и создание макроса "AutoExec". Создание и назначение макроса "AutoExec" уже рассматривалось
(см. разд. "Запуск макроса при открытии базы данных" гл. 11).
В данном разделе мы будем рассматривать установку параметров запуска. Для этого выберите команду
Сервис, Параметры запуска
(Tools, Startup). На экране появляется диалоговое окно
Параметры запуска
(Startup) (рис. 14.14).
Для того чтобы создать приложение Access, требуется решить две важнейшие задачи: спроектировать эффективную структуру таблиц и их взаимосвязей (модель данных) и обеспечить удобный пользовательский интерфейс. О том, как эффективно спроектировать базу данных, мы рассказали
в гл. 2,
первые главы книги были посвящены разработке основных объектов Access: форм, отчетов, страниц доступа к данным. Чтобы создать единое целое из набора отдельных объектов базы данных, используются макросы и процедуры VBA, разработка которых рассматривалась
в гл. 11 и 13.
Для того чтобы приложение было законченным, применяются дополнительные элементы, такие как специальное меню команд или заменяющая его Главная кнопочная форма, панели инструментов, контекстное меню, а если вы любите пользоваться клавиатурой и готовы запомнить десятка полтора комбинаций клавиш, нужно создать клавиши быстрого вызова.
Данная глава будет посвящена тому, как придать законченный вид приложению. В ней мы рассмотрим следующие вопросы:
Эта вкладка содержит следующие группы параметров.
Следующая вкладка
Общие
(General) (рис. 14.2) содержит ряд действительно общих параметров.
Вкладка
Правка и поиск
(Edit/Find) содержит параметры, которые используются при поиске, фильтрации и редактировании записей (рис. 14.4).
На вкладке
Клавиатура
(Keyboard) расположены параметры, которые определяют возможные перемещения курсора при вводе и редактировании данных в формах (рис. 14.5). По умолчанию определены следующие перемещения:
На вкладке
Режим таблицы
(Datasheet) (рис. 14.6) находятся параметры, которые определяют вид таблиц: тип и размер шрифта, цвета символов и фона, наличие, отсутствие и цвет сетки, специальные эффекты оформления сетки, ширину столбцов. Это те параметры, которые заданы по умолчанию для всех таблиц. При желании их можно изменить для конкретной таблицы с помощью команд меню
Формат
(Format).
Параметры на вкладке
Формы и отчеты
(Forms/Reports) позволяют задать некоторые общие для форм и отчетов значения (рис. 14.7).
Следующая вкладка
Страницы
(Pages) содержит параметры, касающиеся страниц доступа к данным (рис. 14.8).
Вкладка
Другие
(Advanced) объединяет параметры, определяющие функционирование приложения в многопользовательском режиме или в режиме "клиент-сервер" (рис. 14.9). Назначение этих параметров будет объяснено ниже
(см. гл. 16 и 17).
Кроме того, вы можете определить используемый по умолчанию формат файла базы данных: Access 2000 или Access 2002. По умолчанию создаваемые файлы базы данных будут иметь формат Access 2000. Это позволяет использовать их как в Access 2000, так и в Access 2002. Файлы, имеющие новый формат (Access 2002), доступны только в Access 2002.
Специальная вкладка
Международные
(International) (рис. 14.10) позволяет задать параметры, учитывающие использование языков, в которых текст пишется не слева направо, как мы привыкли, а справа налево, и календарь не григорианский, а юлианский. Можно, например, установить эти параметры таким образом, что если в одном предложении содержатся и арабский и европейский тексты, то при перемещении по арабскому тексту курсор будет перемещаться справа налево, а при перемещении по европейскому (русскому, английскому и т. д.) тексту — слева направо. Изменение же календаря рекомендуется делать сразу, как только создан новый файл базы данных, и потом этот параметр не менять.
Параметры, связанные с проверкой орфографии и автозамены, теперь тоже вынесены на отдельную вкладку
Орфография
(Spelling) (рис. 14.11). Это те же параметры, которые используются функцией проверки орфографии в Microsoft Word. Вы можете вызвать эту функцию, нажав кнопку <F7> в текстовом поле таблицы, запроса или формы.
Кнопка
Параметры автозамены
(AutoCorrect Options) открывает диалоговое окно, в котором задаются параметры автозамены (рис. 14.12).
Назначение параметров Автозамены ясно из их названий. Автозамена используется в данном случае для выполнения следующих функций.
Замечание
В диалоговое окно
Параметры
(Options) не включены параметры, определяющие работу в редакторе VBA и Редакторе сценариев. Они задаются в среде этих средств разработки (см. разд. "Создание сценариев Visual Basic с помощью Редактора сценариев" гл. 12 игл. 13).
Замечание
Все параметры, устанавливаемы в окне
Параметры
(Options), могут изменяться динамически в процессе выполнения программы VBA с помощью метода SetOption объекта Application. Кроме того, можно прочитать значение любого из этих параметров с помощью метода GetOption того же объекта.
В диалоговом окне
Параметры запуска
(Startup) можно задать:
Флажки
Окно базы данных
(Display Database Window) и
Строка состояния
(Display Status Bar) позволяют скрывать при запуске окно базы данных и строку состояния.
Следующая группа флажков позволяет запретить пользователям вносить изменения в разработанное приложение. Пока вы разрабатываете приложение, все эти флажки установлены, но когда вы будете передавать его пользователям, целесообразно сбросить флажки
Полный набор меню Access
(Allow Full Menus),
Встроенные панели инструментов
(Allow Built-in Toolbars) и
Изменение панелей инструментов/меню
(Allow Toolbar/Menu Changes). Вместо стандартных меню и панелей инструментов можно предоставить пользователям свои собственные меню и панели инструментов или использовать встроенные сокращенные меню, не допускающие пользователя к конструкторам. Чтобы пользователь не мог получить доступ к полным меню через специальную комбинацию клавиш <Ctrl>+<Fll> или к окну базы данных с помощью клавиши <F11>, нужно еще сбросить флажок
Специальные клавиши Access
(Use Access Special Keys). Если этот флажок сброшен, пользователь не сможет также открыть окно с текстом программ с помощью комбинаций клавиш <Ctrl>+<G> или <Ctrl>+<Break>. Но при этом он может все-таки попасть в текст программы, если произойдет ошибка, которая не перехвачена в коде программы.
Замечание
Все эти параметры вступают в силу только после следующего запуска приложения.
Существует возможность обойти параметры запуска и макрос "AutoExec", для чего необходимо запускать приложение с нажатой клавишей <Shift>. Но если все эти установки можно обойти, то возникает вопрос: есть ли смысл во всех запретах, задаваемых в этих параметрах? Ответ — есть. С помощью макроса или процедуры VBA можно установить свойство объекта Database, которое называется AllowBypassKey. Это свойство позволяет включать и отключать возможность обхода параметров. Это свойство можно задать в программе УВА.или макросе. Пример такой программы вы можете увидеть в справке Access, если в предметном указателе произведете поиск по ключевому слову AllowBypassKey.
Замечание
Все параметры запуска, задаваемые в диалоговом окне Параметры запуска (Startup), могут быть установлены также с помощью программы VBA, т. к. все они являются свойствами объекта Database.
В этом окне перечисляются все страницы кнопочной формы (их может быть несколько). Пока создана только одна страница, и мы видим ее в списке. Чтобы создать на ней нужные кнопки, нажмите кнопку
Изменить
(Edit). Открывается диалоговое окно
Изменение страницы кнопочной формы
(Edit Switchboard Page) (рис. 14.16), содержащее список элементов формы.
В этом окне можно добавлять, изменять и удалять элементы выбранной страницы формы. Можно также менять порядок их размещения на странице (с помощью кнопок
Вниз
(Move down) и
Вверх
(Move up)).
В поле
Название кнопочной формы
(Swithboard Name) мы можем изменить стандартное название, если это необходимо. Список элементов формы пока пуст и доступна только одна кнопка
Создать
(New). Чтобы создать первый элемент, нажмите данную кнопку. Появляется диалоговое окно
Изменение элемента кнопочной формы
(Edit Switchboard Item) (рис. 14.17).
В поле
Текст
(Text) введите наименование создаваемой кнопки, например Товары. Второе поле
Команда
(Command) позволяет определить действие, которое будет" выполняться после нажатия данной кнопки. Список этих действий представлен на рис. 14.17. Их всего 8. Это может быть открытие формы в режиме добавления записей или редактирования, открытие отчета, запуск макроса или процедуры VPA, запуск мастера для редактирования кнопочной формы, переход к другой кнопочной форме и .выход из приложения. Выберем, например,
Открыть форму для измения
(Open Form in Edit Mode). Тогда в следующем поле нужно ввести имя открываемой формы "Список товаров" (Products) (рис. 14.18) и нажать кнопку
ОК.
Замечание
Название последнего поля в форме на рис. 14.18 изменяется в зависимости от выбранной команды во втором поле. Если выбранное в списке действие не требует задания аргумента, третье поле вообще исчезает.
Аналогично добавим кнопки для других объектов приложения: "Типы" (Categories), "Поставщики" (Suppliers), "Заказы" (Orders). Создадим кнопку
Отчеты,
которая будет открывать форму "Отчеты о продажах" (Sales Reports Dialog) и кнопку выхода из приложения
Выход.
Закроем диалоговое окно
Изменение страницы кнопочной формы
(Edit Switchboard Page), нажав кнопку
Закрыть
(Close).
Количество кнопок на одной странице формы ограничено числом 8. Это не значит, что их нельзя создать больше, просто это придется делать вручную. Однако есть другой способ преодолеть это ограничение. Если число действий, которые хотелось бы разместить на кнопки, превышает 8, можно сгруппировать часть действий на отдельной странице кнопочной формы. Для примера давайте создадим еще одну страницу нашей кнопочной формы и разместим на ней кнопки действий с клиентами. Для этого в диалоговом окне
Диспетчер кнопочных форм
(Switchboard Manager) нажмите кнопку
Создать
(New). В появившемся диалоговом окне (рис. 14.19) введите имя новой страницы
Клиенты
и нажмите кнопку
ОК.
Далее в редакторе страниц уже известным способом создадим элементы:
Клиенты, Наклейки для клиентов, Телефоны клиентов, Заказы клиентов,
которые открывают соответствующие формы. Не забудьте создать кнопку, которая позволит вернуться в Главную кнопочную форму (Main Switchboard). Для этого нужно связать с ней команду
Перейти к кнопочной форме
(Go to Switchboard) (рис. 14.20). Закройте это окно, чтобы вернуться к диалоговому окну
Диспетчер кнопочных форм
(Switchboard Manager). В списке страниц у вас должны появиться две страницы.
Теперь нужно отредактировать первую страницу — добавить к ней элемент, с помощью которого можно будет перейти на вторую страницу. Для этого выделите в списке страницу
Главная кнопочная форма
(Main Switchboard) и нажмите кнопку
Изменить
(Edit). В окне редактора страниц добавьте новый элемент Клиенты, также используя команду
Перейти к кнопочной форме
(Go to Switchboard).
Теперь обе страницы оказались связанными. Можно закрыть окно мастера и посмотреть, что у нас получилось, открыв форму "Кнопочная форма" (Switchboard). Должно появиться окно, похожее на то, что представлено на рис. 14.21.
Вы можете проверить, как действуют кнопки. Например, если нажать кнопку
Клиенты,
содержание формы изменится, и вы увидите вторую страницу формы. Форма выглядит не слишком привлекательно, но теперь вы можете перейти в режим Конструктора и оформить ее внешний вид, применив все средства Конструктора.
Открыв эту форму в режиме Конструктора, вы не увидите ее элементов, форма кажется совсем пустой. Однако, если вы откроете модуль, связанный с этой формой, то увидите достаточно большой объем кода, который и организует работу формы должным образом. Причем для этого используется информация, хранящаяся в специальной таблице, о которой мы упоминали в начале раздела:
Switchboard Items
(Элементы кнопочной формы). Вы увидите эту таблицу в списке
Таблицы
(Tables) окна
База данных
(Database). В этом случае она будет выглядеть примерно так, как показано на рис. 14.22.
Первый столбец содержит идентификатор страницы, второй — номер элемента на странице. Этот номер определяет порядок, в котором будут располагаться элементы на странице. Третий столбец содержит текст, появляющийся справа от кнопки. Последние два столбца определяют команду, связанную с элементом: код команды (как мы помним, их 8) и ее аргумент. Код 0 соответствует специальному элементу, который задает заголовок страницы и определяет ее начало.
Таким образом, с помощью Диспетчера кнопочных форм (Switchboard Manager) можно создать иерархическую систему страниц кнопочной формы, которая может быть альтернативой обычному иерархическому меню. Правда, в отличие от меню эта форма не видна постоянно на экране, она может закрываться другими формами. Если вы хотите обеспечить возможность пользователю открывать сразу несколько форм и отчетов, вам придется сделать кнопку на панели инструментов, которая позволяла бы в любой момент отобразить Главную кнопочную форму (Main Switchboard).
Кроме типа, для данной панели команд можно задать еще ряд свойств:
Сейчас мы не будем менять установленные по умолчанию значения и, изменив только тип, закроем это окно.
Пока наша строка меню пустая. Теперь в нее можно добавить меню — списки команд, раскрывающиеся при выборе меню в строке меню или на панели инструментов. Чтобы добавить меню на панель команд:
Теперь вы увидите на ней элемент
Новое меню
(New Menu) (рис. 14.25).
Изменить название созданного меню можно в окне свойств. Для этого необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по меню и выбрать в контекстном меню команду
Свойства
(Properties). Появится диалоговое окно
Свойства элемента Главное меню
(Control Properties) (рис. 14.26).
В этом окне можно задать следующие значения:
Закройте окно
Свойства элемента меню
и будем добавлять в меню команды. Для этого можно использовать ту же вкладку
Команды
(Commands) диалогового окна
Настройка
(Customize). Выбрав категорию, а затем команду из выбранной категории, можно перетащить ее в данное меню. Например:
Совет
Перед тем как перетаскивать первую команду в меню, щелкните по нему правой кнопкой — около него отобразится маленькая серая панель пустого меню. Туда и нужно перетащить первую команду. При перетаскивании остальных команд место вставки помечается горизонтальной линией. Новая команда размещается под этой линией. При вставке меню в строку меню место вставки помечается вертикальной линией. Новое меню размещается справа от этой линии.
Чтобы добавить в строку меню следующее меню со списком команд, нужно снова выбрать на вкладке
Команды
(Commands) диалогового окна
Настройка
(Customize) категорию
Новое меню
(New Menu), затем элемент
Новое меню
(New Menu) и перетащить его в данное меню, поместив его справа от первого элемента. Чтобы изменить вид меню или подменю, щелкните по соответствующему элементу правой кнопкой мыши. Можно использовать команды появившегося при этом контекстного меню или открыть окно
Свойства элемента
(Control Properties).
Удаление меню выполняется очень просто. Достаточно в режиме настройки панелей команд перетащить соответствующий элемент в пустую область окна Microsoft Access. Аналогично можно перетаскивать подменю и команды меню из одних меню в другие, также можно команду меню превратить в кнопку на панели инструментов и наоборот. Поскольку меню и панели инструментов являются разными типами одного объекта — панели команд, на панели инструментов можно размещать меню, а в строку меню можно добавлять кнопки.
Замечание
Выполнять все описанные действия можно только в режиме настройки панелей команд, т. е. при открытом окне
Настройка
(Customize).
Чтобы окончательно придать меню профессиональный вид (как в стандартном меню Access), необходимо каждому меню и команде меню назначить клавиши доступа. Буквы, соответствующие этим клавишам, выделяются в названии элемента подчеркиванием. Клавиши доступа используются следующим образом. Для того чтобы раскрыть меню, нужно при нажатой клавише <Alt> нажать клавишу, соответствующую подчеркнутой букве в названии этого меню. Например, комбинация клавиш <Alt>+«Ф» (<Alt>+<F>) раскрывает меню
Файл
(File). Далее, чтобы выбрать команду меню, достаточно просто нажать клавишу, соответствующую подчеркнутой букве в названии команды.
Чтобы указать символ, который будет определять клавишу доступа, нужно в имени команды (в поле подпись (Caption) окна свойств элемента меню) вставить перед этим символом знак &, например "&Товары". При этом в разных командах одного меню должны быть использованы обязательно разные символы, определяющие клавиши доступа, хотя в разных меню символы могут совпадать.
Как видите, в одной строке меню могут размещаться как подчиненные меню, так и кнопки. Точно так же можно добавить кнопку в одну из стандартных панелей инструментов. Если таких кнопок, которые нужно создать для вызова различных функций приложения, много, лучше создать отдельную панель инструментов, в которую включить все эти кнопки, а также полезные кнопки со стандартных панелей инструментов.
Создается пользовательская панель инструментов аналогично строкам меню:
Вы можете изменить внешний вид данной кнопки. Для этого в диалоговом окне
Настройка
(Customize) нажмите кнопку
Изменить выделенный объект
(Modify Selection) или щелкните правой кнопкой мыши по только что созданной кнопке. Отобразится контекстное меню, представленное на рис. 14.29. При этом режим отображения кнопки помечен как
Значок и текст
(Image and Text). Но можно поместить на кнопке только значок, или только текст. Если вы хотите изменить текст на кнопке, введите этот текст в поле
Имя
(Name) (по умолчанию в этом поле отображается имя макроса).
Вы можете поместить на кнопку другой значок, выбрав понравившуюся картинку на специальной панели. Для отображения набора стандартных значков выделите в контекстном меню команду
Выбрать значок для кнопки
(Change Button Image) и щелкните по понравившемуся значку. Если же ни одна из картинок не подходит, можно выбрать наиболее близкий по оформлению значок, а потом исправить его в специальном редакторе (рис. 14.30). Чтобы открыть окно
Редактор кнопок
(Button Editor), выберите в контекстном меню команду
Изменить значок на кнопке
(Edit Button Image).
Наконец, можно просто скопировать понравившийся вам значок с другой кнопки. Чтобы скопировать значок с одной кнопки на другую:
С помощью диалогового окна свойств кнопки можно изменить текст всплывающей подсказки и задать клавиши быстрого вызова.
Чтобы изменить текст всплывающей подсказки для кнопки на панели инструментов:
На созданной вами панели инструментов можно разместить любые другие .полезные кнопки, не только кнопки для запуска макросов. Когда создание панели инструментов закончено, вы можете переместить ее на свободное место в верхней части экрана (или поместить у любой другой границы экрана).
Добавлять команды в контекстное меню нужно точно так же, как в обычное меню. Чтобы удалить контекстное меню:
Свойство Контекстные меню
(Shortcut Menu) позволяет разрешить или запретить вывод на экран контекстного меню для этой формы. Причем, если специальное контекстное меню в поле
Контекстное меню
(Shortcut Menu Bar) не указано, а поле
Контекстные меню
(Shortcut Menu) имеет значение Да (Yes), то при щелчке правой кнопкой мыши по этой форме будет выводиться стандартное контекстное меню.
Следует еще отметить, что контекстное меню может быть связано не только с формой, но и с элементом формы, т. к. элемент управления имеет свойство
Контекстное меню
(Shortcut Menu Bar) на вкладке
Другие
(Others) (рис. 14.33).
Замечание
Все изложенные выше способы изменения меню и панелей инструментов можно применять также к встроенным меню и панелям инструментов Access, настраивая их нужным образом. Если требуется создать новую панель инструментов, которая была бы доступнаво всех базах данных, с которыми вы работаете, используйте встроенные панели инструментов Служебная программа 1 (Utility 1) и Служебная программа 2 (Utility 2) (они отличаются от создаваемых вами панелей инструментов тем, что доступны не только в том приложении, в котором вы их создали).
Рис. 14.33. Свойства элемента управления формы
Поле
Показать
(Show) на панели аргументов макроса позволяет определить три значения:
Вместо макроса можно использовать метод showToolbar объекта DoCmd. Пример, приведенный на рис. 14.34, может быть выражен в коде VBA следующим образом:
DoCmd ShowToolbar "Главное меню", acToolbarYes,
где AcToolbarYes — встроенная константа.
Для того чтобы обеспечить быстрый доступ к наиболее часто используемым формам, отчетам или макросам, можно создать специальные кнопки, которые помещаются либо на панель инструментов, либо непосредственно в меню. Создать эти кнопки очень просто:
Если мы вас не убедили создавать кнопочные формы для управления вашим приложением, вам придется создать для него меню. Это более привычный способ организации действий пользователя.
Альтернативой меню, а чаще дополнением к нему, являются панели инструментов. Во всяком случае, если при разработке вы чаще пользуетесь кнопками на панелях инструментов, чем командами меню, вам наверняка захочется создать такие же удобные кнопки для пользователя и дать возможность осуществлять операции с помощью полезных стандартных кнопок.
Для этого существует очень удобное средство, которое называется панели команд (Command bars).
Панели команд —
это объекты Microsoft Office, которые обеспечивают стандартный способ организации взаимодействия пользователя с приложением Microsoft Office. Они бывают трех типов:
В своем приложении вы можете использовать как стандартные панели команд Access, настроив их нужным образом, так и специальные пользовательские панели команд. Обычно в стандартных панелях команд удаляют лишние кнопки, чтобы пользователь не мог что-либо испортить в приложении, либо нужные кнопки со стандартных панелей переносят на пользовательские панели инструментов. Общие правила создания и функционирования панелей команд различных типов позволяют легко переносить кнопки с панелей инструментов в строки меню и обратно. Как и в самом Access, вы можете создать панели команд, которые относятся к приложению в целом, появляются при запуске приложения и .остаются на экране в течение всего сеанса работы с приложением. С другой стороны, панели команд можно связать с конкретной формой или отчетом, и они будут появляться на экране только тогда, когда открыта данная форма или отчет, для чего необходимо только установить значения соответствующих свойств формы или отчета:
Строка меню
(Menu Bar),
Панель инструментов
(Toolbar),
Контекстное меню
(Popup).
Создание и изменение панелей команд любого типа выполняется в режиме настройки, который может быть вызван либо с помощью команды меню
Вид, Панели инструментов, Настройка
(View, Toolbars, Customize), либо из контекстного меню, которое выводится на экран после щелчка правой кнопкой мыши в области панелей команд приложения.
Контекстное меню — это меню специального вида, которые появляются при нажатии правой кнопки мыши. Обычно контекстные меню создаются на последнем этапе разработки приложения. Создание контекстных меню очень похоже на создание обычных строк меню. Только в окне
Свойства панели инструментов
(Toolbar Properties) (см. рис. 14.24) в раскрывающемся списке
Тип
(Туре) должно быть выбрано значение
Контекстное меню
(Popup). При этом пользователь получает предупреждение, что данное контекстное меню исчезнет с экрана. Чтобы посмотреть или изменить контекстные меню, нужно выбрать (установить флажок)
Контекстные меню
(Shortcut Menus) в списке панелей команд на вкладке
Панели инструментов
(Toolbars) диалогового окна настройки панелей команд. Тогда на экране появится панель контекстных меню. Создаваемые пользователем контекстные меню отображаются в меню
Настраиваемый
(Custom) (рис. 14.31).
Для создания меню:
Созданные строки меню, контекстные меню и панели инструментов можно связывать с формами и отчетами. Для этого необходимо определить соответствующие свойства формы или отчета. Список этих свойств для формы показан на рис. 14.32. Есть аналогичные свойства и у отчета (кроме параметров, определяющих контекстное меню).
Параметр
|
Описание
|
||
Имя файла | Указывается файл базы данных (с расширением mdb) или файл проекта (с расширением adp), который будет открываться | ||
/excl | Заданная база данных открывается в режиме монопольного доступа. Параметр нельзя применять к файлу проекта (файлу adp) | ||
/rо |
Заданная база данных открывается в режиме "только для чтения". |
||
|
Параметр нельзя применять к файлу проекта |
||
/user имя |
Задается идентификатор пользователя. Параметр нельзя приме- |
||
пользователя |
нять к файлу проекта |
||
/pwd пароль |
Задается пароль пользователя. Параметр нельзя применять к фай- |
||
|
лу проекта |
||
/profile |
При запуске Access будут использоваться параметры, заданные в |
||
конфигурация |
указанной конфигурации вместо стандартных параметров в реестре |
||
|
Windows |
||
/compact имя |
Указывается имя результирующего файла, который получится в |
||
файла |
результате сжатия и восстановления файла базы данных или про- |
||
|
екта, заданного в первом параметре. Если имя файла в данном |
||
|
параметре пропущено, то результирующий файл создается с тем |
||
|
же именем. После выполнения операции Access закрывается. Если |
||
|
в качестве имени файла в первом параметре указан файл проекта |
||
|
Access, то сжимается именно этот файл, а не файл базы данных |
||
/repair |
Выполняется восстановление указанного в первом параметре фай- |
||
|
ла. Этот параметр оставлен только для совместимости с более ран- |
||
|
ними версиями Access, т. к., начиная с версии Access 2000, опера- |
||
|
ции сжатия и восстановления- объединены (см. предыдущий |
||
|
параметр). Параметр нельзя применить к файлу проекта |
||
/convert имя |
Задает операцию преобразования файла базы данных, созданного в |
||
файла |
предыдущих версиях Access, в формат, установленный по умолчанию |
||
|
(Access 2000 или Access 2002). Указывается имя результирующего |
||
|
файла. Имя исходного файла задается в первом параметре команд- |
||
|
ной строки. Параметр нельзя применять к файлу проекта |
||
/х имя |
Позволяет выполнить при запуске Access указанный макрос |
||
макроса |
|
||
/спкЗсписок |
Список значений представляет собой аргументы, которые переда- |
||
значений |
ются программе. Эти аргументы потом можно получить с помощью |
||
|
функции Command. Этот параметр должен быть последним в ко- |
||
|
мандной строке. Вместо него можно использовать просто символ |
||
|
точки с запятой |
||
/nostartup |
При запуске Access не будет отображаться область задач в правой |
||
|
части окна приложения |
||
/wrkgrp имя |
Указывается имя файла рабочей группы |
||
файла |
|
||
Как видно из приведенной таблицы, используя параметры командной строки, можно не только запустить Microsoft Access, но и сразу загрузить файл базы данных или проекта, выполнить сжатие и восстановление файла, преобразовать файл базы данных, созданный в одной из предыдущих версий Microsoft Access, в нужный формат. Параметры командной строки могут быть использованы для того, чтобы применить параметры настройки, отличные от стандартных.
В предыдущих главах мы рассказали, как создаются разнообразные объекты базы данных, предназначенные для хранения и обработки данных. Материал этой главы поможет в разработке интерфейса базы данных Access для работы с ее объектами.
При запуске Access можно прямо в командной строке указать ряд параметров, которые будут влиять на работу приложения. Список этих параметров приведен в табл. 14.1.