Мах 7.5 хранит описания материалов, используемых в конкретных сценах, вместе с описаниями этих сцен в файлах с расширениями .max. Однако можно хранить наборы материалов отдельно от сцен — в виде библиотек материалов. Библиотека материалов представляет собой набор параметров, описывающих свойства входящих в нее материалов. Она может содержать неограниченное количество таких описаний. Готовый материал из библиотеки можно загрузить в любую сцену и назначить его любому объекту, а затем произвести дополнительную настройку параметров материала в соответствии с особенностями текущей сцены. Именам файлов, в которых хранятся библиотеки материалов, присваивается расширение .mat. Для работы с библиотеками служит окно диалога Material/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур), рассматриваемое ниже.
В комплект поставки max 7.5 входит ряд файлов библиотек материалов, основной из которых является библиотека 3dsmax.mat. Библиотеки материалов имелись и в составе предыдущих версий 3ds max. Довольно много свободно распространяемых библиотек материалов для данной программы можно найти в сети Интернет. Загрузив тот или иной готовый материал из библиотеки, можно изучить значения параметров, настроенные мастерами 3ds max. На мой взгляд, это отличный способ научиться самому создавать захватывающие дух материалы.
Ячейки образцов окружены рядом кнопок, показанных отдельно на рис. 13.8.
Визуализация сцены даже при отлично настроенном освещении никогда не даст тех результатов, какие можно наблюдать на лучших творениях мастеров трехмерной графики, если объектам сцены не будут назначены материалы. Окрашенные в присвоенные им при создании цвета, объекты не могут приобрести ни зеркального блеска, ни прозрачности, не станут казаться светящимися изнутри и ни за что не смогут воспроизвести шероховатую текстуру необработанного камня, мягкого ковра, древесной коры, сияние кафеля или полированного дерева... В результате самая выдающаяся геометрическая модель трехмерной сцены будет выглядеть убого.
Вот и пришла пора заняться материалами. Признаться, для меня это один из самых любимых этапов работы над трехмерной графикой. Процесс создания и назначения материалов напоминает действия средневекового алхимика: взял порцию металлического блеска, добавил прозрачности и немного самосвечения, подмешал красок — и вдруг тусклая невзрачная сетчатая оболочка начинает сверкать, как драгоценный камень! Впрочем, сходство с алхимиком не только чисто внешнее: как правило, при создании материала приходится пользоваться излюбленным методом этих фанатиков превращения свинца в золото — методом проб и ошибок.
Для создания и настройки свойств материалов в max 7.5 служит универсальный программный модуль — Material Editor (Редактор материалов). Перед тем как начинать непосредственное знакомство с его инструментарием, попробуем разобраться в том, что же представляют собой материалы max 7.5.
Свиток Metal Basic Parameters (Базовые параметры металлической оаскраски), показанный на рис. 13.32, представляет собой как бы упрошенный вариант свитка базовых параметров раскраски по Блинну или Фонгу.
Свиток Oren-Nayar-Blinn Basic Parameters (Базовые параметры раскраски по Оурену— Найару—Блинну), показанный на рис. 13.30, отличается от рассмотренного выше свитка Blinn Basic Parameters (Базовые параметры раскраски по Блинну) только группой параметров Advanced Diffuse (Свойства диффузного рассеивания).
Содержимое свитка Extended Parameters (Дополнительные параметры), показанного на рис. 13.33, не меняется в зависимости от выбора метода тонированной раскраски. Параметры этого свитка позволяют настраивать свойства непрозрачности, толщину линий каркаса (если материал визуализируется в каркасном режиме) и ослабление блеска.
Уметь настроить материал в Редакторе материалов — это важно, но нужно еще уметь назначить созданный отличный материал выбранному объекту сцены.
Для назначения материала из ячейки образца объекту сцены используйте один из следующих вариантов действий:
примените технику «перетащить и оставить»: щелкните на ячейке, перетащите курсор в окно проекции и положите образец материала поверх объекта, отпустив кнопку мыши. Если объект изображается в каркасном виде, то укладывать материал нужно на любую из линий каркаса. Этот способ лучше всего подходит для индивидуального назначения материалов;Зеркальный блик возникает на том участке поверхности, где угол падения лучей света относительно нормали поверхности равен (или примерно равен для поверхностей, не являющихся идеально гладкими) углу отражения в направлении глаз наблюдателя, как показано на рис. 13.1. Чем более гладкой, или глянцевитой, является поверхность, тем меньше по размеру область блика. Для идеально гладкой поверхности блик стягивается в точку. Сильно шероховатые поверхности, такие как ткань или обожженная глина, могут почти совсем не давать блика. Цвет блика обычно выбирается так, чтобы он соответствовал цвету лучей главного осветителя сцены или являлся более ярким и менее насыщенным оттенком цвета диффузного рассеивания. Внешний вид объекта, наблюдаемого при условиях, соответствующих приведенной на рис. 13.1 схеме, показан на рис. 13.2.
Для настройки цвета следует щелкнуть на любом из полей образцов цвета, чтобы вызвать окно диалога Color Selector (Выбор цвета), и настроить цвет с помощью данного окна. Справа от названных образцов цвета, кроме Ambient (Подсветка), располагаются квадратные кнопки без надписи. Щелчок на любой из этих кнопок раскрывает окно Material/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур), позволяя выбрать и назначить для имитации соответствующего компонента цвета одну из карт текстуры. Если с цветовым компонентом связана карта текстуры, на кнопке появляется буква «М». Прописная буква «М» говорит о том, что карта назначена и активна, а строчная буква «m» — что карта назначена, но не активна (выключена), как показано на рис. 13.23. Подробнее об имитации свойств материала картами текстур будет рассказываться в следующей главе. Ниже поясняется назначение отдельных компонентов цвета материала:
Что ж, создание материалов — дело, может быть, и хлопотное, но, на мой взгляд, интересное и увлекательное. Надеюсь, что сумел и вас увлечь этим занятием. Ведь одно дело — уметь быстренько создать трехмерный примитив-сферу, и совсем другое — сделать ее похожей на резиновый мяч, хрустальный шар, полированный стальной шарик от подшипника или радужный мыльный пузырь. И все это только за счет использования подходящих материалов!
Итак, в этой главе вы узнали о том, что:
материал в max 7.5 — это набор оптических характеристик, таких как цвета зеркального отражения и диффузного рассеивания, глянцевитость и сила блеска, светимость, прозрачность и т. п., присваиваемых поверхности геометрической модели для придания ей визуального сходства с поверхностью реального объекта; состав материалов, доступных в mах 7.5, зависит от выбора текущего алгоритма визуализации сцены. При использовании исходного сканирующего визуализатора в mах 7.5 доступно 15 типов материалов, из которых оригинальными, помимо стандартного, являются еще четыре: Architectural (Архитектурный), Raytraced (Трассируемый), Ink'n Paint (Обводка и заливка) и Matte/Shadow (Матовый/Затеняемый), а все остальные составляются на основе этих трех и так и называются — составные материалы; материалы могут сохраняться в библиотеках независимо от описаний трехмерных сцен, что дает возможность обмениваться материалами на компакт-дисках и находить великолепные образцы материалов в сети Интернет; универсальной мастерской для создания любых типов материалов является программный модуль Material Editor (Редактор материалов), описанию всех возможностей которого можно было бы посвятить отдельную книгу, что, однако, не должно помешать вам овладеть для начала основными инструментами создания и настройки материалов; из восьми методов тонированной раскраски оболочек объектов на первых порах вполне достаточно овладеть тремя — раскрасками по Фонгу, по Блинну и металлической; число параметров даже простейшего стандартного материала достаточно велико, но, к счастью, исходные значения большей части этих параметров можно не изменять, научившись настраивать базовые параметры материалов, которых всего лишь около десятка; использование простейших стандартных материалов, не включающих в свой состав карт текстур, уже способно оживить изображение сцены и сделать ее узнаваемой и визуально правдоподобной.Закончив с простейшими материалами, перейдем к рассмотрению возможностей их усовершенствования за счет применения текстурных карт. Помимо этого, в следующей главе нам предстоит научиться создавать, настраивать и применять к объектам составные многокомпонентные материалы.
При отображении в окне Редактора материалов 24 ячеек размер каждой ячейки становится слишком малым, чтобы можно было разглядеть детали материала. Однако стоит всего лишь дважды щелкнуть на ячейке (на активной ячейке достаточно и одного щелчка), чтобы вызвать окно с увеличенным изображением образца, как показано на рис. 13.6. Для дополнительного увеличения изображения можно растянуть рамку окна. Изображение материала в этом окне формируется сканирующим визуализатором, обеспечивающим наилучшее возможное качество отображения.
By Object (По объектам) — включает режим отображения списка материалов, упорядоченного по алфавиту имен объектов сцены, которым назначены эти материалы. Объекты помечаются значками в виде желтых кубиков, а материалы изображаются в виде иерархических ветвей списка объектов. Этот флажок доступен только при установке переключателя Browse From (Источник) в положения Selected (Выделенные объекты) или Scene (Сцена).
Кнопки раздела File (Файл), которые доступны только в том случае, когда в разделе Browse From (Источник) установлен переключатель выбора материалов из библиотеки (Material Library), позволяют открывать и сохранять библиотеки материалов.
При помощи кнопок, расположенных в верхней части окна диалога Material/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур) и показанных отдельно на рис. 13.13, можно выбирать режим просмотра материалов и выполнять некоторые типовые операции с библиотеками материалов.
Если материал применяется для визуализации объекта в виде каркаса (в свитке базовых параметров установлен флажок Wire (Каркас)), то можно настроить ширину линий каркаса в счетчике Size (Размер) раздела Wire (Каркас) в правой части свитка. Для задания ширины линий в пикселях установите переключатель In (В) в положение Pixels (Пикселях), а для задания ширины линий в текущих единицах длины — в положение Units (Единицах).
В нижней части свитка размещается группа параметров Reflection Dimming (Ослабление зеркального отражения). С помощью этих параметров можно задать характеристики ослабления блеска для карт зеркального отражения участков поверхности, находящихся в тени:
Apply (Применить) — включает режим ослабления блеска. При сброшенном флажке отсутствие или наличие прямых световых лучей не влияет на вид карт текстуры зеркального отражения;
Dim Level (Уровень ослабления) — задает степень ослабления блеска в тени. При значении 0 блеск в тени полностью отсутствует, а при значении 1 отсутствует ослабление;
Refl. Level (Уровень отражения) — задает степень зеркального отражения вне тени, действуя как умножитель степени освещенности области блика, позволяя скомпенсировать ослабление. Как правило, значение 3,0 обеспечивает сохранение силы блеска на том же уровне, что и при отсутствии ослабления.
Итак, мы рассмотрели особенности настройки основных параметров стандартных материалов при различных методах тонированной раскраски оболочек объектов. Как видите, параметров довольно много, так что поначалу в них можно даже запутаться. Однако, как вы убедитесь, выполняя практические упражнения, во многих случаях для получения нужного результата оказывается достаточно настроить лишь малую часть параметров из свитка Blinn Basic Parameters (Базовые параметры раскраски по Блинну) и назначить одну, две или три карты текстур в свитке Maps (Карты текстур), оставляя все остальные параметры в их исходных состояниях.
Диффузное рассеивание имеет место на всей площади поверхности, освещаемой прямыми лучами света от одного или нескольких источников. В отличие от зеркального отражения, диффузное рассеивание света происходит во всех возможных направлениях, поэтому глаз наблюдателя достигает только часть рассеянного света, а значит, яркость поверхности в области диффузного рассеивания оказывается ниже, чем в области блика. Яркость диффузного рассеянного света максимальна, когда лучи света направлены перпендикулярно поверхности, и плавно убывает с ростом угла падения лучей, отсчитываемого от нормали, уменьшаясь до нуля при достижении этим углом величины 90°, когда лучи скользят параллельно поверхности. Цвет диффузного рассеивания, как правило, является насыщенным, сочным и представляет собой основной цвет материала. Именно этот компонент цвета материала мы обычно имеем в виду, когда говорим о том, что помидор красный, лимон желтый, а огурец зеленый.
В области тени, куда прямые лучи света не проникают, объект освещается только рассеянным светом, который в 3ds max обычно имитируется подсветкой. Впрочем, вы уже знаете, что в max 7.5 рассеянный свет может воспроизводиться и как результат многократных отражений от других объектов сцены при расчете глобальной освещенности.
Цвет материала в области тени зависит от условий освещенности. Для не слишком яркого комнатного освещения в качестве этого цвета можно выбирать просто более темный оттенок цвета диффузного рассеивания. Для условий яркого света в помещении или солнечного освещения следует использовать в этом качестве оттенок цвета лучей главного осветителя.
Для выбора нужного варианта следует перетащить курсор к одной из трех команд в нижней части меню: 3x2/5x3/6x4 Sample Windows (3x2/5x3/6x4 ячейки образцов) и отпустить кнопку мыши.
Команда циклической смены числа отображаемых ячеек, Cycle 3x2, 5x3, 6x4 Sample Slots (Цикл 3x2, 5x3, 6x4 ячейки образцов), имеется также в меню Options (Параметры) окна Редактора материалов, показанном на рис. 13.5.
Наконец, самым быстрым способом циклической смены числа ячеек является просто последовательное нажатие клавиши х, указанной правее команды Cycle 3x2, 5x3, 6x4 Sample Slots (Цикл 3x2, 5x3, 6x4 ячейки образцов), как можно видеть на том же рис. 12.5. Правда, чтобы эта клавиша действовала, должна быть нажата кнопка Keyboard Shortcut Override Toggle (Клавиши модулей расширения вкл./выкл.) на главной панели инструментов max 7.5. Если эта кнопка не нажата, действуют только клавиатурные комбинации основного интерфейса max 7.5.
Эти кнопки являются инструментами управления Редактором материалов и имеют следующее назначение:
С помощью окна диалога Material/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур) можно создавать собственные библиотеки материалов, обновлять и дополнять их. Как можно представить, «материальное хозяйство» max 7.5 является довольно хлопотным, и окно просмотра материалов и карт текстур служит хорошим средством для его упорядочивания.
Для вызова окна диалога Material/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур) можно использовать два варианта действий:
Данные кнопки имеют следующее назначение:
Anisotropic (Анизотропная) и Multi-Layer (Многослойная) — два метода раскраски, позволяющие имитировать несимметричные блики на поверхности материалов и управлять ориентацией этих бликов (рис. 13.19). Такие блики характерны, например, для металлических поверхностей, обработанных наждаком, гладко причесанных волос, стекла. При многослойной раскраске можно создавать по два несимметричных блика разного цвета и интенсивности один под другим.
Translucent Shader (Просвечивающая раскраска) — раскраска, которая может использоваться с любым из материалов max 7.5, позволяя придать ему свойство просвечивания. Это свойство придает объектам, на которые нанесен материал с такой раскраской, способность как бы пропускать свет сквозь себя и формировать световое пятно на стороне объекта, противоположной освещаемой стороне. Кроме того, тени, отбрасываемые на объект с просвечивающим материалом, также становятся видны со стороны, противоположной освещаемой стороне. При этом материал может оставаться совершенно непрозрачным. Данная раскраска годится, например, для имитации материала ширмы из вощеной бумаги, матового стекла или занавески освещенного окна, на которое зритель смотрит с темной улицы, видя игру теней. Степень просвечивания материала с просвечивающей раскраской регулируется параметром Translucent Clr (Цвет просвечивания) (рис. 13.20).
Помимо выбора типа раскраски, в свитке Shader Basic Parameters (Базовые параметры раскраски) можно при необходимости установить еще четыре флажка:
2-Sided (Двусторонний) — позволяет визуализировать материал как двусторонний. Например, оконное стекло, если оно имитируется одним слоем граней, необходимо создавать как двусторонний материал, так как вы должны иметь возможность одинаково видеть его с любой стороны;
Wire (Каркас) — обеспечивает визуализацию объектов в каркасном виде с использованием текущего материала, как показано на рис. 13.21. Толщину линий каркаса можно задать в свитке Extended Parameters (Расширенные параметры);
Face Map (Карта грани) — установка этого флажка обеспечивает проецирование материала на каждую из граней объекта, которому данный материал назначен. Обычно этот параметр используется только для материалов, создаваемых на основе карт текстур;
Faceted (Огранка) — установка этого флажка выключает сглаживание ребер между гранями, каждая из которых визуализируется как плоскость независимо от выбранного алгоритма тонирования.
После выбора того или иного метода тонированной раскраски параметры настройки данного метода появляются в свитке Basic Parameters (Базовые параметры), причем название метода раскраски включается в заголовок свитка. Мы познакомимся только с настройкой базовых параметров раскраски по Блинну, по Фонгу, по Оурену—Найару— Блинну и металлической. С параметрами остальных методов раскраски при необходимости ознакомьтесь самостоятельно с помощью электронной справочной системы max 7.5.
Ambient (Подсветка) — определяет цвет материала в области тени, где он освещается только рассеянным светом. Слева от образца цвета Ambient (Подсветка) находится кнопка блокировки цвета подсветки с компонентом цвета диффузного рассеивания (Diffuse). Значок на кнопке блокировки напоминает дужку замка. Если эта кнопка нажата, как принято по умолчанию и показано на рис. 13.22, изменение компонента цвета диффузного рассеивания будет вызывать синхронное изменение цвета подсветки, и наоборот. Для разблокирования цветов следует щелкнуть на этой кнопке. Чтобы получить возможность назначить цвету подсветки карту текстуры, следует щелкнуть на кнопке со значком в виде замка справа от образца цвета. В результате между этой кнопкой и цветовым образцом появится маленькая квадратная кнопка без надписи, щелчок на которой вызывает окно Material/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур);
Справа от счетчиков Glossiness (Глянцевитость) и Specular Level (Сила блеска) располагаются кнопки без надписи, щелчок на которых позволяет выбрать и назначить данным характеристикам материала карту текстуры. Ниже поясняется назначение отдельных параметров данной группы:
Specular Level (Сила блеска) — позволяет задать яркость пятна блика на материале (рис. 13.25). Диапазон изменения параметра — от 0 до 999;
Glossiness (Глянцевитость) — позволяет задать размер пятна зеркального блика на поверхности материала. Чем выше глянцевитость, тем меньше размер блика и тем более гладким и блестящим выглядит материал, как показано на рис. 13.25. Как глянцевитость, так и сила блеска влияют на вид кривой в форме колокола, изображенной справа от счетчиков: величина Glossiness (Глянцевитость) обратно пропорциональна ширине кривой, a Specular Level (Сила блеска) влияет на высоту пика кривой.
Soften (Размыть) — позволяет слегка размыть пятно блика на поверхности материала, уменьшая размер области с максимальной яркостью. При величине параметра, равной 0, размытие отсутствует, а при величине 1,0 оно максимально, как показано на рис. 13.26. Это придает материалу менее блестящий вид и бывает полезно в тех случаях, когда блик выглядит чересчур ярким при больших значениях параметра Specular Level (Сила блеска) и малых — параметра Glossiness (Глянцевитость).
В правом углу верхней части свитка находятся элементы управления самосвечением и прозрачностью материала, показанные отдельно на рис. 13.27. Если флажок Color (Цвет) в разделе Self-Illumination (Самосвечение) установлен, то оказывается возможным выбрать цвет свечения, щелкнув на образце справа от флажка. Если же флажок сброшен, то вместо образца цвета появляется счетчик, позволяющий настраивать яркость свечения диффузного компонента цвета материала.
Самосвечение заставляет материал выглядеть так, будто он имеет источник света внутри, за счет замены теней на поверхности материала выбранным цветом или цветом диффузного рассеивания. При значении параметра Self-Illumination (Самосвечение), равном 100, цвет диффузного рассеивания полностью заменяет собой цвет подсветки. Данный тип материала может применяться, например, для моделирования огней неоновой рекламы или матового стекла плафонов светильников. Пример самосветящегося материала приведен на рис. 13.28.
Счетчик Opacity (Непрозрачность) позволяет указать степень непрозрачности материала в процентах. Если значение параметра равно 100, материал полностью непрозрачен; если 0 — полностью прозрачен, как показано на рис. 13.29. Для стекла, например, величина непрозрачности должна находиться в пределах от 5 до 50 %, в зависимости от того, насколько темным оно должно выглядеть.
Квадратные кнопки без надписей позволяют назначить параметрам самосвечения и непрозрачности карты текстуры.
Счетчик Diffuse Level (Уровень диффузного) позволяет дополнительно управлять уровнем яркости диффузного рассеивания по отношению к величине,, заданной параметром Value (Яркость) цвета Diffuse (Диффузный) в окне Color Selector (Выбор цвета), как показано на рис. 13.31. Допустимый диапазон значений уровня диффузного рассеивания составляет от 0 до 400. Параметр Roughness (Шероховатость) управляет плавностью перехода от цвета диффузного рассеивания к цвету подсветки. Увеличение этого параметра придает материалу матовый характер. При значениях Diffuse Level (Уровень диффузного) = 100 и Roughness (Шероховатость) = 0 раскраска по Оурену—Найару—Блинну не отличается от раскраски по Блинну.
Как видите, здесь отсутствуют средства управления цветом зеркального отражения и размыванием блика. Для металлических поверхностей характерно то, что цвет блика у них определяется цветом источника света. Счетчик Specular Level (Сила блеска) увеличивает яркость блика и одновременно снижает интенсивность диффузного рассеивания. Кроме того, счетчик Glossiness (Глянцевитость) управляет не только размером блика, как при раскраске по Блинну, Фонгу или Оурену—Найару—Влипну, по и его яркостью. Назначение остальных параметров и действия по их настройке не отличаются от того, что было рассмотрено в предыдущих разделах.
Для настройки дополнительных характеристик непрозрачности материала используйте параметры раздела Advanced Transparency (Свойства прозрачности). Переключатель Falloff (Спад) определяет характер изменения прозрачности в пределах поперечного сечения объекта, которому назначен прозрачный материал, и может быть установлен в одно из двух положений:
In (Внутрь) — непрозрачность объекта будет спадать (а прозрачность, соответственно, увеличиваться) от наружных кромок к центру, как, например, в случае с воздушным шариком, хрустальным бокалом, стеклянной бутылкой или мыльным пузырем (рис. 13.34); Out (Наружу) непрозрачность будет спадать от центра к наружным краям объекта, что подойдет для имитации облаков, клубов дыма или тумана.
Степень изменения непрозрачности в процентах в обоих случаях задается счетчиком Amt (Степень).
Переключатель Туре (Тип) позволяет задать три типа прозрачности, то есть три варианта взаимодействия световой составляющей, пропущенной прозрачным объектом, с цветами объектов позади него (рис. 13.35):
4. Создайте библиотеку для сохранения вновь создаваемых материалов. Для этого щелкните на кнопке Get Material (Получить материал) и установите в окне диалога Material/ Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур) переключатель Browse From (Источник) в положение Mtl Library (Библиотека материалов). Будет открыта стандартная библиотека материалов 3ds max. mat. Щелкните на кнопке Clear Material Library (Очистить библиотеку материалов) окна просмотра материалов и карт текстур. В появившемся окне с запросом на подтверждение очистки библиотеки щелкните на кнопке Yes (Да). Все материалы из библиотеки 3ds max.mat будут удалены. Теперь сохраните очищенную библиотеку под новым именем, щелкнув на кнопке Save As (Сохранить как). В окне диалога Save Material Library (Сохранение библиотеки материалов) введите имя для новой библиотеки — MAX-kafe — и щелкните на кнопке Save (Сохранить). Расширение имени mat присваивается автоматически. Не закрывайте пока окно диалога Material/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур).
5.
7. Теперь активизируйте третью ячейку образца — в ней мы будем создавать материал, напоминающий золотистый металл. Назовите материал Pozolota. Выберите в раскрывающемся списке свитка Shader Basic Parameters (Базовые параметры раскраски) вариант раскраски Metal (Металл). В свитке Metal Basic Parameters (Базовые параметры металлической раскраски) настройте следующие значения основных цветов материала: Ambient (Подсветка) — (66; 59; 29), темно-бежевый; Diffuse (Диффузный) — (183; 165; 79), золотистый. Создайте яркий, хорошо выраженный зеркальный блик, имитирующий металлический блеск: Specular Level (Сила блеска) - 77; Glossiness (Глянцевитость) = 75. Величины всех остальных параметров материала оставьте равными их исходным значениям. Сохраните новый материал в библиотеке, щелкнув на кнопке Put to Library (Поместить в библиотеку). Вид материала в ячейке образца показан на рис. 13.38.
8. Теперь активизируйте четвертую ячейку образца, чтобы создать в ней образец прозрачного материала, призванного заменить стекло бокалов. Измените фон ячейки на разноцветные шахматные клетки, щелкнув на кнопке Background (Фон). Назовите материал просто: Steklo.
9. Выберите в раскрывающемся списке свитка Shader Basic Parameters (Базовые параметры раскраски) вариант раскраски Metal (Металл). В свитке Metal Basic Parameters (Базовые параметры металлической раскраски) настройте следующие значения основных цветов материала: Ambient (Подсветка) — (0; 0; 0), черный; Diffuse (Диффузный) — (178; 178; 178), серый. Создайте очень яркий сосредоточенный зеркальный блик, имитирующий блеск стекла; Specular Level (Сила блеска) - 100; Glossiness (Глянцевитость) - 85. Сделайте материал почти прозрачным, установив Opacity (Непрозрачность) = = 20. Если сделать непрозрачность равной нулю, то «стекла» просто не будет видно. Полностью прозрачным материал можно сделать только в том случае, если в его составе использованы карты текстур, управляющих непрозрачностью и имитирующих отражение, но это уже предмет рассмотрения следующей главы. В свитке Extended Parameters (Дополнительные параметры) установите переключатель Falloff (Спад) раздела Advanced Transparency (Свойства прозрачности) в положение In (Внутрь), задав тем самым характер изменения прозрачности материала, свойственный пустотелым тонкостенным прозрачным объектам. Задайте степень изменения непрозрачности от середины к краям Amt (Степень) - 20. Величины всех остальных параметров материала оставьте равными их исходным значениям. Сохраните новый материал в библиотеке, щелкнув на кнопке Put to Library (Поместить в библиотеку). Вид материала в ячейке образца показан на рис. 13.39.
На рис. 13.42 и 13.43 показан фрагмент сцены со светильником до и после назначения материалов. Хорошо заметно, что «позолоченные» объекты выглядят более темными, чем эти же объекты без материалов. Это результат низкого уровня диффузного рассеивания от гладких металлических поверхностей, что имеет место и в реальном мире. Обратите внимание также на то, что в блестящей поверхности щита, играющего роль опоры светильника, не отражаются ни кронштейн, ни другие элементы конструкции светильника. Как и в случае с бокалами, устранение этого недостатка требует использования текстурных карт, о которых речь пойдет в следующей главе «Учимся применять карты текстур и многокомпонентные материалы».
5. Подготовьте светящиеся материалы для лампочек елочной гирлянды. Так как мы заняли все шесть свободных ячеек Редактора материалов, прокрутите область ячеек образцов вниз. Создайте материал ярко-желтого цвета с RGB-компонентами оттенков Diffuse (Диффузный) и Ambient (Подсветка), равными (255; 255; 0). Придайте ему явно выраженный блеск, установив Specular Level (Сила блеска) = 75, Glossiness (Глянцевитость) = 25, и установите 100-процентную самосветимость. Назовите материал Zheltiy svet и примените его к каждой третьей лампочке елочной гирлянды. Затем создайте еще два материала с аналогичными характеристиками, но, скажем, красного и ярко-зеленого цветов. Назовите эти два материала Krasniy svet и Zeleniy svet и также примените их к лампочкам, чередуя с желтым материалом, чтобы получить последовательность елочных огней «красный — желтый — зеленый».
6. Активизируйте еще одну ячейку образца и назовите новый материал Sneg. Задайте следующие параметры компонентов этого материала: Diffuse (Диффузный) — (189; 234; 245), светло-голубой; Ambient (Подсветка) — (137; 169; 199), светло-синий; Specular (Зеркальный) — (229; 229; 229), почти белый. Настройте зеркальный блеск: Specular Level (Сила блеска) = 35; Glossiness (Глянцевитость) = 25. Сбросьте флажок Color (Цвет) в разделе Self-Illumination (Самосвечение) и задайте уровень самосвечения равным 50. Оставьте исходное значение непрозрачности материала, равное 100 %. Назначьте материал объектам Osnovanie sceni и Valik01 - Valik03 и сохраните его в текущей библиотеке.
7. Сохраните файл сцены под прежним именем, МАХ-кафе12.тах.
На рис. 13.45 показано визуализированное изображение настенного светильника после применения к его плафону самосветящегося материала, а на рис. 13.46 — вид сцены снаружи от кафе «МАХ», где к сугробам и снежной равнине также применен материал с небольшой степенью самосвечения.
Ряд созданных нами материалов может использоваться шире, чем было обозначено при их создании. Так, для посоха Деда Мороза вполне подойдет материал Pozolota, а для кристалла на конце посоха — материал Neon. Может быть, чтобы сделать кристалл еще светлее и ярче, имеет смысл применить в качестве цвета подсветки этого материала копию цвета диффузного рассеивания.
В качестве задания на самостоятельную проработку попробуйте подготовить подходящий материал для звезды, украшающей нашу новогоднюю елку, применить к ней этот материал и выполнить пробную визуализацию. Это может быть материал с высокой яркостью блика, а может быть и совершенно матовый, как будто звездочка сделана из мягкой резины. Также самостоятельно изготовьте простейший материал серого цвета для валенок Деда Мороза.
Это все простейшие материалы, используемые в сцене «МАХ-кафе». Остальные материалы являются многокомпонентными или требуют применения карт текстуры, к рассмотрению которых мы приступим в следующей главе.
Редактор материалов позволяет одновременно работать с 24 материалами. По умолчанию в окне Редактора материалов содержится 6 ячеек образцов, а чтобы увидеть остальные, следует использовать полосы горизонтальной и вертикальной прокрутки, обрамляющие ячейки справа и снизу. Можно, однако, настроить Редактор материалов на отображение 15 или 24 ячеек. Это удобнее, чем прокручивать ячейки, и использовать такую возможность приходится довольно часто. Например, для сцены «МАХ-кафе» нам предстоит создать и применить более 15 материалов, все из которых желательно иметь перед глазами. Для переключения числа ячеек следует щелкнуть на активной ячейке правой кнопкой мыши, в результате чего появится контекстное меню, показанное на рис. 13.4.
Теперь попробуем назначить созданные материалы объектам сцены «МАХ-кафе» и оценить вид этих объектов после визуализации. Выполните следующие действия:
1. Откройте файл МАХ-кафе 1 l.max. При необходимости можете загрузить файл МАХ-кафе11 .max из папки Scenes\Glava_11 компакт-диска, прилагающегося к книге. Сохраните файл с инкрементированием имени.
2. Раскройте окно Редактора материалов и щелкните на кнопке Get Material (Получить материал). В окне диалога Material/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур) установите переключатель Browse From (Источник) в положение Mtl Library (Библиотека материалов) и щелкните на кнопке Open (Открыть). В появившемся окне Open Material Library (Открытие библиотеки материалов) выделите имя нужной библиотеки — MAX-kafe — и щелкните на кнопке Open (Открыть).
3. Выделите в списке окна просмотра имя материала Pobeika и перетащите его в первую ячейку Редактора материалов. Затем перетащите материалы Faians, Pozolota и Steklo во вторую, третью и четвертую ячейки Редактора.
4.
Попробуем создать чуть более усовершенствованные материалы, имитирующие эффект самосвечения. Такие материалы понадобятся нам для неоновой вывески, плафонов ламп настенных светильников «МАХ-кафе», лампочек елочной гирлянды, а также для снежных сугробов вокруг здания. Выполните следующие действия:
1. Продолжите работу над сценой «МАХ-кафе» или заново откройте файл с описанием этой сцены. На прилагающемся к книге компакт-диске нужная сцена хранится под именем МАХ-кафе12.тах в папке Scenes\Glava_13. Раскройте окно Редактора материалов и активизируйте очередную свободную ячейку образца.
2. Назовите вновь создаваемый материал Neon. Задайте следующие параметры базовых компонентов этого материала: Ambient (Подсветка) — (40; 50; 80), темно-синий (на самом деле цвет подсветки для самосветящихся материалов при максимальном уровне свечения не имеет особого значения); Diffuse (Диффузный) — (110; 225; 250), ярко-голубой; Specular (Зеркальный) — (230; 230; 230), светло-серый. Создайте яркий, но размытый зеркальный блик: Specular Level (Сила блеска) = 75; Glossiness (Глянцевитость) = 25. Сбросьте флажок Color (Цвет) в разделе Self-Illumination (Самосвечение) и задайте уровень самосвечения равным 100. Как уже говорилось, при таком уровне самосвечения цвет Ambient (Подсветка) перестает действовать, так как полностью вытесняется цветом Diffuse (Диффузный).
3. Назначьте новый материал объекту Viveska. Вызовите окно диалога Material/ Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур), откройте библиотеку материалов MAX-kafe.mat и сохраните в ней этот материал.
Материал, представленный в ячейке образца Редактора материалов, но не назначенный ни одному из объектов сцены, считается «холодным». Редактирование «холодного» материала никак не сказывается на внешнем виде сцены.
Материал считается «горячим», если он назначен одному или нескольким объектам сцены. По углам ячейки образца «горячего» материала появляются четыре белых треугольника, как показано на рис. 13.7. Если объект, которому назначен этот материал, к тому же выделен, то треугольники в углах ячейки заливаются белым цветом. При внесении изменений в любой из параметров «горячего» материала в Редакторе материалов эти изменения автоматически отображаются на объектах сцены. Один и тот же материал может быть загружен в несколько ячеек, но только одна из них может быть «горячей».
Ячейки образцов позволяют заранее увидеть, как будет выглядеть материал после его визуализации в составе сцены. Качество изображения материалов в ячейках не отличается от качества итоговой визуализации этого материала.
Белая рамка вокруг ячейки образца указывает текущий выделенный материал. Как и в случае с окнами проекций МАХ, активизировать нужную ячейку образца и связанный с ней материал можно, просто щелкнув на этой ячейке любой кнопкой мыши — левой, средней или правой.
Вся работа по настройке параметров материалов в max 7.5 выполняется с использованием единого универсального инструмента — окна диалога Material Editor (Редактор материалов).
Редактор материалов — это немодальное окно диалога, снабженное удобным интерфейсом, обеспечивающим высокую продуктивность работ по созданию и редактированию материалов.